tur1

Довоенные кинотеатры Керчи

Большую роль в культурной жизни города в 20-40-х годах XX века играло кино. В 1926 в Керчи действовало три кинотеатра: «Баян», «Колизей», «Лотос». Самым популярным до войны считался кинотеатр «Баян» (бывший «Гранд-Вио»), располагавшийся по улице Свердлова. Его зал был рассчитан на 550 мест, а во дворе был оборудован летний кинотеатр на 1200 мест. Это была самая большая сезонная площадка города. В летнее время билеты в кинотеатр доставали с трудом. Здесь же работали детские аттракционы.

О том, как развивался кинематограф в нашем городе, мы узнали от 3. Ф. Пташенко и К. X. Каралина, чьи воспоминания хранятся в архиве Керченского историко-культурного заповедника. Зинаида Филипповна Пташенко, проживавшая в Керчи с 1910 года, прекрасно помнила кинотеатр «Лотос» и фильмы, демонстрировавшиеся в нем. Впечатлял зал кинотеатра, где по всей глухой стене была размещена картина, изображающая древний город Пантикапей: террасы, спускающиеся с горы, белеющие колонны храмов, люди в белых туниках…

Среди фильмов, демонстрировавшихся в те далекие годы, керчанам запомнились «Пиковая дама», «Индийская гробница», «Зигфрид и Брунгильда», а также целая серия американских фильмов с М. Пикфорд и Д. Фербенксом.

Со 2 марта 1926 года в течение шести дней шел фильм «Броненосец Потемкин». Этому событию предшествовала предварительная реклама. На страницах газет можно было прочесть: «Броненосец Потемкин» — гордость советской кинематографии». Большим успехом пользовался документальный фильм «Падение династии Романовых».

В конце 20-х годов на смену немому кино приходит звуковое. И первый в Керчи звуковой фильм «Златые горы» прошел на экране кинотеатра «Баян». Тем не менее керчане хорошо знали и продолжали любить «немые» ленты с участием В. Холодной, И. Мозжухина, Н. Вачнадзе.

Перед сеансом в кинотеатрах часто выступали певцы, куплетисты, артисты цирка. Зинаида Филипповна вспоминала, что публика в то время была непритязательна, люди сидели в шинелях, лузгали семечки и курили махорку, но артистов принимали очень тепло, награждая их бурными аплодисментами.

Воспоминания 3. Ф. Пташенко дополняет письмо К. X. Каралина, хранящееся в архиве, в котором он пишет: «В 1940 году я попал в кружок киномехаников при кинотеатре «Пионер», которым руководил технорук кинотеатра «Доменщик» Е. А. Тарасов — умнейший и добрейший человек. Кинотеатр «Пионер» существовал еще до войны, но помещался он в здании кинотеатра «Ударник»: днем это был «Пионер», а вечером — «Ударник». Большую работу проводили с ребятами его работники».

Кинотеатр "Ударник", Керчь, старое фото

Кинотеатр "Ударник", Керчь

Закончив занятия в кружке, подросток Костя Каралин поступил учеником киномеханика в «Доменщик». Работал вместе с опытными киномеханиками: Ю. Метаксой, Н. Пономаренко, но течение мирной жизни было прервано войной. Мужчины ушли на фронт, и вся работа легла на плечи подростков и женщин. Несмотря на начавшиеся бомбардировки города вражеской авиацией, кинотеатры работали. Когда одна из бомб упала совсем близко от кинотеатра, на бульваре, напротив нынешнего АзЧерНИРО, старое здание заходило ходуном, но зрители требовали продолжения сеанса. Особенно большим успехом пользовались новые «Боевые киносборники», фильмы «Александр Невский», «Богатая невеста», «Цирк», «Веселые ребята».

Под Новый 1942 год город был освобожден, но здание кинотеатра было разрушено. Из Краснодара прислали несколько узкопленочных аппаратов и стали проводить киносеансы в госпиталях города, выезжали даже к передовой. Киносеансы встречали все с радостью — и жители города, и воины.

К. X. Каралин остался верен выбранной профессии. Он долгое время проработал киномехаником на заводе «Залив», а затем в других кинотеатрах города.

Во время войны почти все здания кинотеатров были разрушены, но уже в 1945 году открывается «Ударник», восстановленный его коллективом. В тяжелое послевоенное время в нем проводилось по 7-8 сеансов, организовывали даже ночные — для показа премьерных фильмов. А затем на вырученные от продажи билетов деньги город смог приступить к строительству других кинотеатров, которые стали неотъемлемой частью культурной жизни Керчи.

Тамара МИТРОЩЕНКОВА,
старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника.

Метки: , , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика