Этнический состав Крыма в средние века

В IV—VII вв. н. э. в Европе происходят массовые передвижения целых племен и народностей, известные под условным названием «Великое переселение народов». Еще в III в. германские племена готов, жившие ранее на южном побережье Балтийского моря, появляются в Северном Причерноморье. Готы завоевали Скифское царство и установили свое господство над Боспором. Впоследствии готы осели в юго-западном Крыму и на южном побережье полуострова, за которым на долгое время закрепилось наименование Готия.
В IV в. в Крым вторгаются тюркоязычные кочевые племена гуннов, которые пришли сюда из Азии. Гунны нанесли сокрушительный удар по Боспорскому государству и дошли до границ Херсонеса. Вторжение гуннов сопровождалось страшными опустошениями. Прекратилась жизнь во многих поселениях Крыма.
В VIII в. жители Крыма встретились с новыми завоевателями: тюркоязычными племенами хазар, создавших еще в VII в. на Нижней Волге и Северном Кавказе свое государство — Хазарский каганат. Большая часть Крыма оказалась под властью хазар. Местное население Крыма вело напряженную борьбу с хазарами-завоевателями. Во второй половине X в. киевский князь Святослав разгромил Хазарский каганат. В конце X в. каганат перестал существовать.
Потомками хазар в Крыму многие исследователи считают караимов. Караимов иногда по незнанию путают с крымчаками.
В VIII—IX вн. в степной и предгорной части Крыма создаются поселения протоболгар прибывших сюда из Приазовья. Приазовские болгары относились к тюркоязычным племенам и первоначально были кочевниками. Поселившись в Таврике, они переходят к оседлому образу жизни. Постепенно протоболгары слились с местным населением: греками, аланами и готами. Все это привело к образованию единого этнического массива, который нельзя назвать ни греческим, ни аланским, ни готским, ни болгарским и который в литературе часто называют четко не определенным термином — местные племена.
В конце IX в. в Крыму появляются еще одни завоеватели: тюркоязычные кочевые племена печенегов. Печенеги разрушили многие поселения Крыма и на какое-то время заняли большую часть полуострова. Печенежское вторжение отрицательно сказалось на экономике Крыма.
В середине XI в. Крым испытал новое вторжение кочевников. На этот раз это были тюркоязычные кочевые племена половцев (кыпчаков). В XI в. они занимали огромную территорию, простиравшуюся от западных отрогов Тянь-Шаня и до Дуная. Половцам не удалось создать единого государства. У них существовали только отдельные племенные объединения во главе с ханами. В число городов Крыма, захваченных половцами, входила и Сугдея (Судак). Арабский историк Элайни считал Сугдею «наибольшим из городов Кыпчакских». В руках у половцев оказались и другие земли Крыма.
В течение многих веков Византия имела свои форпосты в Крыму. Она владела в Крыму Херсоном (так назывался в средние века Херсонес), Боспором (ныне Керчь), а за пределами Крыма Таманским полуостровом. Византию привлекали в Крыму не только богатства полуострова, его военно-стратегическое значение, но и его роль в транзитной торговле.
Византийский историк Прокопий сообщает, что император Юстиниан (VI в.) укрепил стены Херсона и Боспора и построил на Южном берегу Крыма две новые крепости — Алустон (современная Алушта) и Горзувитай (ныне Гурзуф). Оба города были населены преимущественно аланами. К этому же времени относится постройка крепостных стен на плато Эски-Кермен, Феодоро и Сюйреньского укрепления. Крымские археологи считают, что эти стены были воздвигнуты местным населением в качестве барьера против нашествия кочевников. Нам представляется более справедливой гипотеза московских византиноведов, утверждавших, что все эти крепостные сооружения были воздвигнуты Византией, в те времена одной из самых крупных держав мира, обладавшей огромными денежными и людскими ресурсами.
В III в. в Крым проникает христианство. Но особенно большую роль христианство начинает играть в Крыму в VIII—IX вв. в связи со значительным притоком сюда иконопочитателей. В это время в Византии разгорелась борьба разных течений христианской церкви: иконопочитателей и иконоборцев. Эта борьба была фактически борьбой светской византийской феодальной знати (иконоборцы) против монастырского землевладения (иконопочитатели) и сопровождалась массовым закрытием в Византии монастырей и конфискацией их земель. Спасаясь от гонений императоров-иконоборцев, множество сторонников почитателей икон бежало в Таврику и создало здесь ряд так называемых пещерных монастырей. Эта эмиграция увеличила в Крыму удельный вес греческого населения. Херсон еще долго оставался оплотом Византии в Крыму и был приведен в полный упадок только в конце XIV в. в результате золото-ордынских набегов.
В какой-то степени история византийских владений в Крыму связана с историей феодального государства в Юго-Западном Крыму — княжества Феодоро. Оно возникло, видимо, в XII в. Его владельцами были византийские деятели из армянского рода Гаврасов-Таронитов. Границы княжества в XV в. определялись портовыми городами Каламитой (Инкерман, с 1976 г.— Белокаменск), Партенитом (ныне Фрунзенское) и Алустоном. Таким образом, княжество Феодоро в XV в. занимало весь Южный берег Крыма, кроме Чембало (ныне Балаклава), вплоть до горы Фуна (Демерджи), а на севере — реки Качи. В 20-х годах XV в. было завершено строительство крепостных стен, башен и дворца.
Известно, что княжество Феодоро во второй половине XV в. поддерживало контакты с великим князем московским Иваном III и итальянскими колониями в Крыму.
В 1475 г. после длительной осады турки овладели столицей Феодоро. Княжество перестало существовать.

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика