Гетьман Мазепа

Иван Мазепа

Иван Мазепа

Есть украинская народная песня «от Богдана… до Ивана», в которой говорится о времени «руин» гетманщины. Я по специальности не историк, не искусствовед, но принадлежу к тем, кто интересуется историей, литературой и искусством (особенно Украины). 20 марта отмечается день рождения Ивана Мазепы и, на мой взгляд, понимание периода истории, названного «мазепенщиной», известного во всем мире, является слишком важным для каждого из нас. В истории казацкой Украины есть множество героев того времени. Взять хотя бы знаменитых винницких полковников Ивана Богуна, Семена Палия, однако на 10 гривнях изображен именно Иван Мазепа. И, наверное, на государственных символах не станут изображать «кого попало».

Для меня Мазепа — личность, которая постоянно требует познания, изучения, а современный мир уже давно потребовал переоценки. Я не хочу следовать положительному или отрицательному стереотипу некоторых авторов о Мазепе, а предпочитаю знать правду, чтобы не жить в мире иллюзий. Я попытаюсь проследить за делами Мазепы исходя из библейской мудрости «по делам их, узнаете их».

Почти триста лет замалчивались времена гетманщины на Украине. Практически неизвестным была и остается жизнь одного из самых знаменитых гетманов Украины. Иван Степанович Мазепа дольше всего (свыше 20 лет) держал булаву. Он родился 20 марта, где то между 1639-1644 годами на хуторе около Белой Церкви на Киев щи не, в семье украинской шляхты. В западноевропейской литературе Мазепа остался легендарным героем. Английский поэт Байрон, французы— писатель Гюго и живописец Вернет, венгерский композитор Лист создали бессмертные произведения, которые подняли Мазепу до уровня исторического символа. Произведения о Мазепе в России назывались то «Полтава» (Пушкина), то «Войнаровский» (Рылеева). Только Чайковский отважился назвать свою оперу «Мазепа», и украинский гетман появился в ней в образе старого лукавого любовника, а не государственного деятеля.

Никто из историков, думаю, не будет отрицать того, что меценат Мазепа заботился о развитии образования и культуры на Украине. Часть своих доходов он направлял на развитие культуры и искусства, на строительство православных церквей, типографий, учебных заведений. Именно за его правление Киевский коллегиум получил высокий статус академии, немало молодежи отправилось за границу добывать знание в западноевропейских университетах. Хорошо известно покровительство гетмана православной церкови. На ее потребности он жертвовал большие материальные ценности и сооружал новые храмы. На средства Мазепы возведен ряд строений в Киево-Печерской лавре, поставлена церковь Вознесения в Переяславе и других городах. По заказу гетмана сделана серебряная плита к церкви Гроба Господнего в Иерусалиме. Однако почему же православная церковь предала его анафеме?

Когда-то в давние, темные времена в церквях были приняты анафемы для людей, которые выступали против христианской веры, разрушали основы церкви. В этом понимании к Мазепе не было и не может быть никаких вопросов. Напротив, вопросы были к Петру I, который высмеивал православное духовенство, организовывал гулянки, во время которых некоторые из его окружения надевали одежду священников и пили из церковных чаш. За глумление над верой полностью логично было бы ставить вопрос об анафеме Петру I. Притом он никогда не был царем, потому и стал императором (разницу между царем и императором проследите сами). У христиан есть молитва за своих врагов, за тех, кто вас гонит и бьет, но в христианских традициях нет проклятий. Тем более что анафема на Мазепу имеет чисто политический характер, и все рассуждения о «безнравственности» поступка гетмана (измена царю, нарушение присяги) выглядят смехотворными; в большой политике есть только одна мораль — государственный интерес.

Православная церковь на Украине уже четыре века молится за Мазепу, поскольку в каждой литургии говорится молитва за творцов и благотворителей церкви этой. И так в многочисленных храмах, которые построил Мазепа. В молитве может и не указываться конкретное имя.

Неопровержимым остается тот факт, что политический шаг Ивана Мазепы, при переходе на шведскую сторону в известной Полтавской битве, отражал потайные настроения части казацкого общества, которая стремилась видеть Украину независимым государством. Следовательно, если запорожское казачество сформировало душу украинского народа, а Хмельницкий вдохновил на государственность, то Мазепа поднял на высокий уровень интеллект, духовность и национальное самосознание Украины, поставив ее рядом с высокоразвитыми европейскими странами.

Евгений САХНО, керчанин.
«Керченский Рабочий» №30 (21542)

Полезная информация:
Если Вы больше цените домашний уют, а гостиничные цены считаете завышенными, тогда квартиры посуточно Симферополь именно для Вас! Комфортные условия для отдыха и командировки, в домашней обстановке, — гораздо лучше безликих гостиничных номеров.

Метки: ,

Один отзыв на «Гетьман Мазепа»

  1. Андрей:

    Парадокс — предателя возносят как героя! Наверное это многое объясняет, в том числе и тот «высокий уровень» морали и духа ему подобных. Тогда понятно откуда берётся раболепие перед фашистскими холуями из дивизии СС «Галитчина»

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика