Иссыкский курган-могильник
На Керченском полуострове один из самых известных скифских курганов по праву считается курган Куль-Оба. В этом кургане были обнаружены богатые предметы скифской культуры и быта из чистого золота. На всей территории, где в свое время проживали скифы, ученые изучали сотни курганов, открывая для себя все больше разгадок древних тайн.
Племена скифов были широко распространены в пределах Дуная и Китайской Великой стены. В Казахстане большую популярность в среде археологов приобрел Иссыкский курган-могильник. Его обнаружили на окраине города Иссык в 1969 году. Курган считается одним из величайших открытий 20 века и крупным археологическим памятником скифо-сакского периода. Находки из него датируются 5-4 веками до нашей эры. В погребальном сооружении археологи обнаружили 4800 украшений. Большее количество золотых изделий в захоронении находилось разве что у египетского фараона Тутанхамона.
Вообще о происхождении народности скифов сложено уже три четкие гипотезы:
По одной скифы стали автохтонами, то есть произошли от более ранних культур. Гипотезу подвергают критике, ведь они появились сразу на огромной территории, с отличным, по тем временам, вооружением, своим искусством (знаменитый скифский «звериный стиль»).
По второй гипотезе скифы стали синтезом между кочевой ордой из Заволжья (или Задонья) и местным населением. Против этого предположения также играет факт широкого распространения народности, что требовало бы более длительного времени.
Согласно еще одному мнению, скифы пришли из глубин Азии. Точное место откуда они появились среди ученых вызывают споры до сих пор. Больше всего шансов стать скифской родиной у Казахстана, Алтая, Тувы и Монголии. В этих странах есть памятники с элементами скифской культуры, датируемые 8-7 веками до нашей эры.
После начала работ в Иссыкском кургане ученым удалось сделать много открытий в изучении древних скифов, а также озвучить множество новых тайн и загадок этого народа. Курган состоит из двух погребальных камер: центральной и боковой. К сожалению, центральная камера была сильно деформирована из-за многочисленных попыток ограбления захоронения. До боковой комнаты, в 15 метрах от центральной, грабителям добраться не удалось.
Основа погребальной комнаты была выполнена из вековых стволов тянь-шанской ели. Бревна сохранились под насыпью в течение 2 с половиной тысяч лет. В южной и западной частях боковой камеры археологи обнаружили посуду из глины, дерева, бронзы, серебра. В северной части камеры находились останки погребенного. По предварительным анализам погребенный умер в возрасте 18-20 лет. Скелет оказался полностью покрыт золотыми изделиями и украшениями. Рядом уложили предметы вооружения и утварь, которая должна была пригодиться ему в загробной жизни.
Особо выделялись предметы, расположенные рядом с погребенным скифом. Это были стрела с золотым наконечником, нагайка, с рукояткой, обернутой золотой лентой, матерчатая туалетная сумка с бронзовым зеркалом и красной краской. После обнаружения останков захороненного, ученые дали скелету своеобразный «талон к врачу«, и отправили останки на тщательные исследования антропологу. Специалисты этой области могут по небольшим фрагментам сказать кому принадлежат останки: девушке или парню, выяснить его возраст, расовый тип.
Археолог Акишев передал скелет из Иссыкского кургана антропологу Исмагулову. Доктор исторических наук посетовал, что останки достались ему в неудовлетворительном состоянии, их долго исследовали археологи, что неблагоприятно повлияло на кости. На основании своих анализов Исмагулов выяснил, что в кургане покоился молодой человек 18-20 лет. Несмотря на проделанные исследования, доктор признался, что всегда есть элемент сомнения, поэтому можно было бы сделать хромосомный анализ, который расставил бы все точки над i. К сожалению, это уже невозможно, останки из кургана пропали. Невозможность сделать окончательные точные исследования, дают пищу для возникновения новых предположений относительно того, кто же был все-таки похоронен в Иссыкском кургане.
Некоторые ученые уверены, что это была девушка. В пользу этого приводят следующие факты: наличие предметов, которые часто укладывали в женские захоронения. Сумочка с зеркалом и краской могла представлять собой древнюю косметичку, также с женщинами нередко захоранивали мечи. Материалы погребального наряда, к сожалению, за длительное время истлели, поэтому ученым уже не удастся по ним определить личность умершего.
Предметы из Иссыкского кургана оказались ценными не только в своей золотой оценке, но и в культурной. Среди всей посуды, что подняли из погребальной комнаты, обнаружилась одна серебряная чаша с надписью из 26 символов. Внешне письмена напоминают орхоноенисейскую письменность. Как известно, скифы не оставили после себя свидетельств своей письменности. Среди многих тысяч находок скифского периода, ни на одном из них не было даже намека на существование у народа своей письменной культуры. Археологи сделали выводы, что кочевые племена обошлись без нее.
Расшифровать такую неожиданную находку ученым не удается до сих пор. Некоторые знатоки и языковеды уже сделали свои предположения в переводе надписи. Ее стараются перевести с прототюркского, иранской группы языков. Официально перевод звучит как: «Брат, (это) родина! (эй чужой человек) встань на колени! У народа много пищи».
μ@
Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/pantikapei.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405