История Крымской авиации

Полуостров Крым во времена Императорской России служил своеобразной пробной территорией. В это время в Крыму появились первые автомобили, также на крымском побережье был основан крупный военно-морской флот, который здравствует и поныне в городе-герое Севастополе. А куда же морские силы без подкрепления с неба? Мало кто знает, что первая пробная авиашкола и первый авиазавод были организованы именно в Крыму.

Советская система образования тщательно вымела из памяти и учебников имя основателя российского воздушного флота. А им был великий князь Александр Михайлович, внук императора Николая I и двоюродный дядя императора Николая II. Благодаря ему в Севастополе стали обучать летному делу военных офицеров, но все это было уже после демонстрации первого воздушного судна.

Произошло это 16 сентября 1910 года, местные жители, которые присутствовали на этом историческом событии и вовсе не верили, что эта неказистая «французская этажерка» способна взлететь. Однако, под управлением лейтенанта Черноморского флота Станислава Дорожинского аэроплан «Антуанетта» легко оторвался от земли и взлетел над пораженной публикой.

Дорожинский считается первым военным летчиком России. Свои знания и опыт в воздухоплавании он получил в Париже. За год до эпохального полета Станислава назначили начальником воздухоплавательного парка Морских сил Черного моря. Осенью 1909 года молодого военного отправили в Париж для обучения в авиационной школе. Военная и частная авиация Франции на тот момент имела в своем распоряжении несколько разных типов и видов воздушных суден.

Отправленные в Париж пилоты с гордостью рапортовали русскому командованию, что они уже умеют пилотировать «Фарманы», «Соммеры», «Блерио». Россия рьяно взялась за подготовку своей воздушной защиты, ведь в русско-японской войне главные военные силы страны — морской флот, потерпел сокрушительное поражение.

В 1910 году Александр Романов убедил членов комитета по сбору добровольных пожертвований выделить оставшиеся от строительства кораблей деньги на покупку аэропланов. Его главными аргументами были сведения, что большинство стран мира уже вступили в эру авиации, и если Россия сейчас не обратит на этот факт пристального внимания, то она останется далеко позади военно-воздушного прогресса.

В этом же году в Париж была отправлена и группа пилотов для изучения азов управления воздушными судами. Параллельно с этим началось возведение учебных корпусов и ангаров на Куликовском поле (окрестности Севастополя). Первые аэропланы были привезены в Петербург в сентябре 1910 года. Перед отправкой их в Крым высшие сановники Российской империи пожаловали на демонстрацию чудес техники. Капитан Мациевич на «Фармане» показал землю с высоты председателю Государственной Думы Гучкову, премьер-министру Столыпину.

11 ноября 1910 года — дата когда была начата подготовка военных летчиков в Севастополе. Несмотря на ненадежность конструкции аэропланов, комиссия школы установила очень жесткие требования для пилотов. От них требовали умения летать над горами и морем, в дождь, туман и ветер. Даже ночью проводили экзаменационные полеты. Весной следующего года первые три аэроплана сопровождали морскую эскадру, одному из летчиков удалось сбросить на палубу корабля несколько апельсинов. Вице-адмирал Сарнавский был настолько поражен этим, что предложил министру оснастить корабли противовоздушными орудиями, для отражения атак с аэропланов.

В 1911 году авиационная школа Севастополя выпустила первых российских летчиков. Многие иностранные агенты интересовались кем были учителя в российской школе воздухоплавания — французы или англичане? Все так называемые «низшие чины», мастера — русские солдаты.

На строительство собственных воздушных машин государство не выделяло денег, поэтому все строилось исключительно на средства меценатов. Одним из таких неравнодушных предпринимателей был одессит Артур Анатра. Первые годы на его собственном авиазаводе в Одессе собирали лицензионные аэропланы «Фарман» и «Ньюпор», но спустя всего два года здесь научились самостоятельно производить самолеты. Специально для этого Анатра построил в Симферополе новый завод, на котором до 1917 года было произведено 170 бипланов «Анатра». Сам завод был ликвидирован в 1922 году. μ@

подробнее…

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика