tur1

Караимы и крымчаки: живые идентичности исчезнувших этносов

Krimchaki-1923Активный поиск идентичности можно наблюдать не только в среде крымских татар, но и таких малочисленных этнических групп, как караимы и крымчаки. В настоящее время в Крыму проживает около 900 караимов и 800 крымчаков, в подавляющем большинстве растворившихся среди местного населения. То обстоятельство, что караимы и крымчаки — почти исчезнувшие общности, не мешает их интеллигенции оживленно спорить о характере идентичности, поскольку от ответа на этот вопрос, по их мнению, зависит поиск путей сохранения этнических реликтов. В значительной степени и караимская, и крымчакская проблемы представляют собой наследие предшествующих времен, но постперестроечная эпоха внесла много нового в развитие самосознания этих двух малочисленных этносов.

Крымчаки: антииудейский сепаратизм или возвращение к истокам?

История становления крымчакской идентичности еще более драматична. В отличие от караимов, крымчаки всегда были приверженцами ортодоксального иудаизма. В СССР до 60-х годов их принято было считать субэтнической группой евреев. Собственно, термин «крымчак» в значении «крымский еврей» стал этнонимом во второй половине XIX века. Несмотря на то, что крымчаки исповедовали ортодоксальный иудаизм, их культура и быт весьма существенно отличались от культуры и быта европейских евреев, с которыми они себя никогда не отождествляли (крымчаки говорили на крымскотатарском языке, их быт и культура были чрезвычайно близки крымскотатарским).

Драматическая проблема самоидентификации встала перед крымчаками в 60-е годы ХХ века. К этому времени, с одной стороны, в результате советской «культурной революции» крымчакская среда потеряла религиозную основу, а с другой — среди советских евреев началось движение за эмиграцию в Израиль. Будучи неашкеназской группой иудеев, давно и прочно привязанной к местам своего нынешнего расселения, крымчаки оказались глухи к призывам возвращения в Землю Обетованную. Такая позиция, безусловно, нашла одобрение и поддержку со стороны советских властей, но вызвала осуждение сионистских организаций, хотя она вряд ли инициировалась Кремлем. Сработали давние противоречия между европейским и восточным «еврейством», давшие толчок немногочисленным интеллектуалам из крымчакской среды к поиску основ собственно крымчакской идентичности. В советский период эти поиски не могли быть ни интенсивными, ни плодотворными, зато после начала перестройки они получили широкий размах. В отличие от аналогичного процесса в среде караимов, они не приобрели политического и даже публицистического характера. Крымчакские интеллектуалы и культурные деятели сосредоточились на теоретическом обсуждении проблемы, в результате чего из их среды вышли достаточно взвешенные работы, главным образом принадлежащие перу Игоря Ачкинази.

Недавно, уже в этом году, они были собраны в небольшой книге «Крымчаки», где автор задается вопросом: является ли иудаизм достаточно надежным индикатором принадлежности к еврейству, если другие элементы этнической культуры говорят о близости этноса совсем иным культурным мирам? В интерпретации И.Ачкинази, этногенез крымчаков выглядит как интенсивная миксация большого количества различных этнических элементов, прежде всего тюркских, в некой религиозной емкости, которую представлял собой иудаизм. Согласно Ачкинази, крымчакскую «этно-конфессиональную общность» следует рассматривать как результат не везде изжитого к средним векам религиозного иудейского прозелитизма, действовавшего в тюркской среде до ее тотальной исламизации. Автор приводит примеры аналогичных иудаистских — но не еврейских — этнических групп и склонен считать крымчаков именно такой группой.

Трудно сказать, в какой мере выводы И.Ачкинази способны заложить основы действительного этнического самосознания, в то время как крымчаки, насколько нам известно, предпочитают пока перебираться не в свой этнический центр в Крыму — городок Карасубазар, — а в Иерусалим и Тель-Авив…

Процессы, связанные с переосмыслением и корректировкой национальных самосознаний, не могли не затронуть и русскоязычное большинство крымского населения. Здесь мы также сталкиваемся с целым рядом интересных поворотов.

Источник:
Альманах «Остров Крым», 2000 год

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика