Концепция «Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым»

Авиаперевозки Крым

КОНЦЕПЦИЯ

«Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым»

1. Общие положения

Концепция «Развитие региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым» (далее – Концепция) представляет собой систему целей, задач, основных направлений и механизмов дальнейшего развития рынка авиационных перевозок и работ, в частности воздушными судами малой авиации в Автономной Республике Крым.

Крымский полуостров является уникальным курортно-рекреационным регионом с великолепными природно-климатическими условиями, здесь расположены тысячи древнейших памятников культуры и истории, созданы условия для лечения и отдыха, что ежегодно привлекает большое количество туристов и отдыхающих. Погодные условия в Крыму способствуют полётам малых воздушных судов над его территорией практически круглый год. Большая часть региона представляет собой равнинную зону, что облегчает создание и развитие инфраструктуры малой авиации.

В 70-80-х годах в Крыму существовала развитая сеть внутренних пассажирских перевозок. В ряде населенных пунктов полуострова существовали взлетно-посадочные полосы и вертолетные площадки, с которых осуществлялись внутренние регулярные рейсы. Действовало аэротакси.

На сегодняшний день авиационные маршруты по территории Автономной Республики Крым отсутствуют. Малая авиация задействована в основном при выполнении чартерных, заказных и административных авиарейсов и составляет лишь 3,5% от общего их числа.
Между тем за рубежом развитию региональных авиаперевозок уделяется огромное внимание. Этот вид деятельности является прибыльным и перспективным. В ряде стран объем перевозок малой авиации давно превышает объем регулярной коммерческой авиации.

В Автономной Республике Крым накоплен солидный авиационный потенциал — аэропорты, авиакомпании, организации по техническому обслуживанию авиационной техники и авиаспециалисты, которые имеют достаточный опыт эксплуатации воздушных судов гражданской авиации и могут быть привлечены к развитию малой авиации в регионе.
Таким образом, в Крыму есть все необходимые возможности для развития региональных авиаперевозок и условия сделать их не только перспективным, но и прибыльным видом деятельности.

2. Термины и определения

В данной Концепции используются следующие термины и определения:

— владелец воздушного судна – физическое или юридическое лицо, право собственности которого на воздушное судно подтверждено соответствующими документами;
— воздушное судно (ВС) – летательный аппарат, который поддерживается в атмосфере за счёт реакции обтекания его воздухом, отличной от реакции воздуха, отраженного от земной поверхности;
— коммерческое использование воздушных судов – использование воздушных судов для выполнения авиационных перевозок, работ и предоставления услуг с целью получения прибыли;
— малая авиация (МА) – часть гражданской авиации, используемая для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц в авиационных перевозках и других услугах лёгкими (с максимальным взлётным весом менее 5700 кг) и сверхлёгкими (с максимальным взлётным весом менее 495 кг) летательными аппаратами;
— эксплуатант – физическое или юридическое лицо, которое эксплуатирует воздушные суда, аэродромы, взлетно-посадочные площадки или предлагает услуги в авиационной отрасли и имеет соответствующий сертификат.

3. Нормативно-правовая база авиационной деятельности

Основой государственного регулирования деятельности гражданской авиации в Украине является Воздушный кодекс Украины и нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не утратили свою силу и не противоречат Конституции и действующему законодательству Украины, признаваемые Украиной акты международного Воздушного права, другие документы международных организаций, членом которых является Украины.

4. Цель Концепции

Целью Концепции является определение и реализация основных направлений развития в Автономной Республике Крым рынка авиационных перевозок и предоставление услуг маломерными и другими воздушными судами путем эффективного использования природно-рекреационного потенциала, создания современной аэродромной инфраструктуры и парка воздушных судов.
Период реализации Концепции – 2011- 2015 годы.

Достижение этой цели позволит:
— содействовать более эффективному развитию административно-территориальных единиц региона в контексте развития малой авиации в Автономной Республике Крым;
— предоставить Автономной Республике Крым конкурентные преимущества (по отношению к аналогичным регионам туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения стран Азово-Черноморского бассейна) путём создания современной авиационной транспортной инфраструктуры.

5. Основные задачи по реализации Концепции

Для реализации Концепции развития региональных авиационных перевозок в Автономной Республике Крым необходимо решить следующие задачи:
— внести изменения в нормативно-правовую базу;
— осуществить подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала;
— усовершенствовать существующую и создать новую, где это необходимо, авиационную транспортную инфраструктуру;
— создать развитую авиационную производственную структуру;
— создать необходимые условия для развития рынка авиационных перевозок, работ и услуг.

5.1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации авиационного персонала.

Проведенный анализ показал, что в Автономной Республике Крым имеется необходимый потенциал квалифицированных кадров для развития региональных авиаперевозок. Так, за последние 15 лет прекратили или приостановили свою деятельность пять авиакомпаний. Большая часть авиаперсонала этих предприятий сейчас вынуждена работать и поддерживать свою квалификацию за пределами Крымского полуострова. Однако при условии востребованности в Крыму многие специалисты готовы вернуться.
Для трудоустройства вышеупомянутых специалистов необходимо:
— принять меры по созданию дополнительных рабочих мест для авиационных специалистов;
— содействовать в организации центров начальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации лётного и инженерно-технического состава на базе действующих субъектов авиационной деятельности.

5.2. Создание и развитие авиационно-транспортной инфраструктуры.

5.2.1. К основным объектам инфраструктуры авиационных перевозок относятся:

Аэропорты, аэродромы, вертодромы, взлётно-посадочные площадки, водные причалы, оборудованные для приема и обслуживания гидросамолётов, авиаперевозчики (авиакомпании), организации по техническому обслуживанию ВС (авиационно-технические центры), организации по обслуживанию воздушного движения, топливозаправочные комплексы и др.

Сеть аэродромов, аэропортов, вертодромов и взлётно-посадочных площадок нуждается в серьёзном реформировании. Первоочередным мероприятием является интеграция в существующую сеть новых объектов авиационного назначения с целью получения максимального социально-экономического эффекта.

Автономная Республика Крым обладает значительным потенциалом в использовании внутрирегиональных авиаперевозок, который можно реализовать через комплекс мероприятий, а именно:

— произвести обследование существующих объектов авиационного назначения на территории Автономной Республики Крым на предмет их пригодности для нужд малой авиации;
— определить месторасположение и количество аэродромов и взлетно-посадочных площадок, необходимых для создания собственной, внутрикрымской сети авиационных маршрутов;
— определить объём финансовых затрат на ремонт и восстановление существующих и строительство новых объектов авиационной инфраструктуры;
— провести сертификацию объектов авиационной инфраструктуры.

5.2.2. Производственная структура и авиационные перевозчики (авиакомпании).

В настоящее время в Автономной Республике Крым нет ни одной авиакомпании, зарегистрированной на территории республики, основным видом деятельности которой была бы перевозка пассажиров собственным или арендованным воздушным транспортом на местных и/или международных авиалиниях Украины, и которая находилась бы в сфере управления или координации органов власти Автономной Республики Крым. Это привело к тому, что на крымском рынке авиационных перевозок работают исключительно авиакомпании, зарегистрированные за пределами Крыма и/или Украины, куда и уплачиваются налоги и сборы, предусмотренные действующим законодательством. Назрела необходимость создания базовой крымской авиакомпании, которая будет зарегистрирована на территории Автономной Республики Крым, входить в сферу управления органов власти автономии, и займет достойное место на рынке авиаперевозок, в том числе и на региональных маршрутах (как собственными, так и привлеченными на различных условиях воздушными судами малой авиации).

Ее уставными документами и сертификатом эксплуатанта должна быть предусмотрена эксплуатация различных воздушных судов (в том числе и ВС малой авиации), а также создание, содержание и управление сетью аэродромов и взлетно-посадочных площадок, необходимых для функционирования региональных авиационных перевозок.

Производственная структура этой авиакомпании должна состоять из:

— сертифицированных воздушных судов (своих и/или арендованных) различного класса;
— авиационного персонала;
— организации по техническому обслуживанию (своей или другой, на договорных началах);
— службы авиационной безопасности;
— службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов;
— производственно диспетчерского подразделения;
— коммерческой службы;
— экономических, финансовых, юридических подразделений;
— службы наземного обслуживания и обеспечения.

Одновременно с созданием крымской республиканской авиакомпании, целесообразно развивать региональные авиационные перевозки, используя базу уже существующих эксплуатантов авиационной техники, аэродромов и взлетно-посадочных площадок.

5.2.3. Топливозаправочные комплексы.

В Автономной Республике Крым успешно функционируют сертифицированные компании и предприятия по заправке авиационными горюче-смазочными материалами. Однако они не могут обеспечить заправку ВС с поршневыми двигателями авиабензином марки Avgaz 100 LL из-за запрета на его ввоз в Украину. В связи с этим возникла необходимость инициировать внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты, предусмотрев отмену запрета на ввоз в Украину этого вида топлива.

5.2.4. Авиационно-технические центры.

В автономии существует сеть организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, представленная девятью организациями по техническому обслуживанию и двумя авиаремонтными заводами (в городах Евпатория и Севастополь).

На базе действующих или временно приостановивших свою деятельность организаций по техническому обслуживанию авиатехники необходимо провести следующие мероприятия:

— восстановить сертификаты авиапредприятий, приостановивших свою деятельность;
— внести в сертификаты организаций по техническому обслуживанию типы воздушных судов малой авиации;
— освоить на крымских предприятиях работы по техническому обслуживанию ВС малой авиации.

5.2.5. Объекты связи, навигации по метеорологическому обеспечению.

На первом этапе развития региональныхх авиаперевозок целесообразно использовать существующие объекты связи, навигации и метеообеспечения, которые в необходимом количестве имеются на территории Крыма.

5.2.6. Объекты медицинского обслуживания и отдыха авиаперсонала.

На новых или подлежащих восстановлению аэродромах, вертодромах, взлётно-посадочных площадках необходимо создать объекты медицинского обслуживания и отдыха авиаперсонала и пассажиров.

5.3. Развитие рынка авиационных перевозок, работ и услуг.

Развитие рынка авиационных перевозок, работ и услуг малой авиации необходимо проводить по следующим направлениям:

внутрикрымские регулярные пассажирские авиаперевозки — это самый быстрый вид перевозки пассажиров и транспортировки грузов;
патрулирование автомобильных дорог, газопроводов, лесных массивов. Данное направление «малой авиации» даст возможность контроля и своевременного предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций;
санитарная авиация. За счет авиатранспортировки позволит повысить скорость и эффективность оказания медицинской помощи, особенно в пунктах удаленных от автомобильных и железнодорожных путей. Улучшить показатели выживаемости;
поисково-спасательная служба. Применение авиации обеспечит своевременный поиск и оказание помощи пострадавшим;
сельскохозяйственная авиация необходима для защиты растений, борьбы с сорняками, внесения минеральных удобрений, аэросева и других работ. Развитие данного направления даст возможность сократить сроки проведения сельхозработ, обрабатывать труднодоступные участки сельхозугодий, снижать трудовые затраты;
авиареклама и авиапропаганда. С помощью баннеров, рекламных плакатов, громкоговорителей, установленных на борту самолетов, дирижаблей возможно организовать яркую, запоминающуюся рекламу в короткие сроки охватив при этом большую территорию;
авиатакси (нерегулярные перевозки) это самый быстрый и удобный способ преодоления расстояний. Определение этого термина предполагает срочные авиарейсы на судах малой вместимости (до 8 человек) на расстояния до тысячи километров;
деловая авиация. Осуществление нерегулярных бизнес – перевозок;
школа пилотов. Основными ее направлениями являются: первоначальная подготовка и переподготовка авиационного персонала, проведение стажировок по эксплуатации воздушных судов;
авиационный спорт. Организация и проведение мероприятий по массовым видам спорта (парашютные прыжки, воздухоплавание на воздушных шарах и дирижаблях);
авиатуризм. Возможность в короткие сроки провести осмотр и посещение достопримечательностей и культурно-исторических мест Крымского полуострова;
воздухоплавание (т.е. использование тепловых аэростатов и дирижаблей). Это могут быть обзорные, экскурсионные, рекламные и агитационные полёты.

Практическое применение воздушных судов малой авиации в указанных направлениях позволит значительно улучшить социально-экономические показатели Автономной Республики Крым.

6. Финансовое обеспечение Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться за счет средств государственного бюджета, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, иных источников, не запрещенных действующим законодательством (кредитные ресурсы, средства инвесторов, средства предприятий).

7. Прогноз прибыльности региональных авиаперевозок в Автономной Республике Крым

Предварительные экономические расчеты прибыльности авиаперевозок в Автономной Республике Крым показывают, что при выполнении полетов только по двум маршрутам (Симферополь-Керчь, Симферополь-Джанкой, ), при этом принимая во внимание сезонность перевозок в Крыму (5 месяцев в году — 100% загрузка и 7 месяцев в году — 66%), дают возможность получить годовой доход более 3,8 млн.грн. С учетом операционных расходов и рентабельности 15% прибыль составит более 550 тыс.грн. в год.
При этом, оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники на сертифицированных предприятиях Автономной Республики Крым, а также обзорные экскурсии, деловая авиация, авиатакси т.д. дадут дополнительный доход.

8. Ожидаемый эффект от реализации Концепции

Реализация Концепции будет иметь ощутимый эффект для Автономной Республики Крым и Украины и окажет значительное содействие развитию региональных авиационных перевозок.

После проведения инвентаризации действующих и недействующих аэродромов, а также определения мест, пригодных для создания посадочных площадок на всей территории автономии, будет возможно создание качественно новой аэродромной инфраструктуры.

Повышение эффективности региональных авиационных перевозок сделает их конкурентоспособным элементом экономики Автономной Республики Крым и Украины в целом, позволит привлечь авиационных туристов, улучшить инвестиционную привлекательность Автономной Республики Крым, создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Метки: , ,

Комментарии закрыты.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика