Курганы исследованные Российским государством

Огромный курган «Золотая гора» и его сокровища

Для того чтобы провести серьезные исследования, нужно быть богатым, как Ротшильд. Если верить местным легендам, то в этом холме содержится огромное сокровище, охраняемое постоянно плачущей девственницей. Предполагается, что здесь, в гробнице, была погребена мать Митридата, а три камеры, открытые русскими, являются местом захоронения ее семьи

На отроге Золотой горы, направленном на юг и называемом татарами Куль-Оба, или Холм углей, возвышается курган; какие-то русские солдаты,

уносившие камни, обнаружили там частично закрытый вход. Губернатор Керчи назначил двух ученых, которые должны были без посторонних войти туда и составить опись содержимого. Вскоре вокруг входа, охраняемого солдатами, собралась огромная толпа. Гробница оказалась почтя квадратной, как и ведущая к ней галерея, — сводчатая, в египетском стиле.

Сама гробница — с куполом, состоящим из каменных концентрических окружностей, причем каждый верхний слой выступает из-под нижнего; купольные слои начинаются в шести футах от пола, круги последовательно уменьшаются в диаметре, пока верхняя часть свода не завершается одной плитой на расстоянии около сорока футов от пола. Проход, ведущий в камеру построен в сходной манере: камни по обеим сторонам выступают внахлест по всему коридору; коридор постепенно сужается по мере того, как боковые стены набирают высоту, и заканчивается одним единственным камнем. Длина коридора составляет сто двадцать футов, ширина и высота по тридцать футов. Видимая поверхность камня грубо отесана, кладка не содержит цемента. Более 2/3 каждого каменного блока лежит на нижнем блоке; оставшаяся часть выступает и таким образом сокращает пространство. Прочность и безопасность сооружения увеличиваются благодаря слоям земли по бокам; возможно, что холм создавался одновременно с кладкой.

Пол выложен камнями, на нем стоял саркофаг с двумя отделениями, сооруженный из толстых тисовых брусов. В одном отделении покоились останки крупного человека с толстым черепом, длина только его бедренной кости составляла семнадцать с половиной дюймов. На надбровной части черепа лежали остатки митры, или персидской шапки, с двумя золотыми пластинами, украшенными фестонами и грифонами (символ Пантикапея), с прикрепленными листьями и арабесками. Вокруг шеи сохранилось массивное золотое ожерелье в форме открытого кольца, скрученного как шнур; на каждом конце ожерелья имелась фигура скифского всадника, концы ожерелья были покрыты голубой и зеленой эмалью. Правую руку, выше локтя, обрамлял золотой браслет с рельефными украшениями, ниже локтя — еще два браслета из электры; третья пара открытых браслетов находилась на запястьях, и на их кончиках располагались крылатые персидские сфинксы, держащие в когтях толстую золотую нить, на которую браслет закрывался.

У ног покойного лежало множество маленьких острых кремней.

Очевидно, что в скифском траурном обряде присутствовали ножи или кремни, которыми царапали лицо и тело; затем в знак скорби кремни клали в гробницу.

В узком отделении саркофага лежали изображения богов и оружие царя, Первой лежала железная сабля, рукоятка которой была покрыта золотыми пластинами с рельефными фигурами зайцев и лис. Рядом с саблей находилась казацкая ногайка, украшенная золотой пластиной, сверху лежал щит весом полтора фунта, из высокопробного золота толщиной в пятифранковую монету. По его форме видно, что он защищал плечо и был подогнан по руке. Поверхность щита разделена на двенадцать частей, на которых отчеканены дельфины и другие рыбы, а также маски, имитирующие голову Медузы, перемежающиеся с остробородыми лицами, мухами и головами морских коньков.

Превратились в пыль лук и его деревянный футляр, оставив только пластину из электры, которая украшала колчан. На пластине сохранилось рельефное изображение дикого коала, пойманного тигром, и оленя, атакованного спереди пантикапейским грифоном, а сзади фанагорийским львом. Олень был символом города Дианы — Херсонеса. На более широкой части  пластины изображен морской конек, а на другом конце — маска. Над хвостом тигра выгравировано греческое слово «IIОPNAXO» возможно, это имя художника.

Среди оружия наш ли один бронзовый сапог, обладатель которого лежал справа от царя, напротив ого головы. В этом же отделений находилось пять статуэток из электры; в одной группе были два обнимающихся скифа, один из них крепко держал рог, а второй, в правой руке, сумку; среди этих божеств был и скифский Геркулес.

Между саркофагами, на каменном полу, располагались предметы, которые свершали обстановку гробницы; не была забыта ни одна вещь, нужная в материальной жизни. У ног покойных стояли три больших бронзовых котла.

Очевидно, котлы часто ставили на огонь и использовали для приготовления пищи, так как на них сохранился толстый слой сажи. В котлах лежали кости барана; возле двери стояла продолговатая ваза с таким же содержимым.

После царской кухни следовали четыре глиняные амфоры с вином и чаши для питья, стоящие возле стены. На ручке одной амфоры читалась надпись

, внизу —

 

 

а в центре была изображена рыба.

Амфоры были наполнены вином из Фасоса, которое, если судить по количеству найденных амфор, являлось любимым вином царя.

Возле амфор стояли два больших кратера для воды, так как скифы всегда смешивали вино с водой; один кратер был из серебра, имел почти восемнадцать дюймов в диаметре, при нем находились четыре чаши для питья из того же металла. Второй кратер — из бронзы — также содержал четыре серебряные чаши для питья. Некоторые из них были украшены сценами охоты, изображениями животных, птиц и рыб Черного моря и Боспора Киммерийского.

За чашами для питья лежало оружие царя: два копья и несколько пучков стрел с бронзовыми треугольными наконечниками с тремя зазубринами, похожие на те, что были найдены в скифских памятниках Южной России.

далее… Скелет царицы

Метки: ,

Страницы: 1 2

Комментарии закрыты.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика