О выселении христиан из Крыма в 1778 году

После 1475 г. из Кафы были вынуждены уйти и генуэзцы, которые поселились в деревне Сююрташ, о чем пишет Тунманн, почерпнувший сведения по предположению Н. Эрнста, у д’Асколи.
В начале XVII в. проживали в Крымском ханстве в незначительном количестве и поляки. Д’Асколи пишет: «Наша паства (в Кафе) состоит из нескольких поляков — невольников или галерных рабов, когда таковые бывают при паше..,»  А. Л- Бертье-Делагард в примечаниях к работе д’Асколи указывает на сохранившуюся итальянскую католическую церковь св. Петра, где и совершались богослужения.

Документы по истории крымскотатарского землевладения начала XVII в. свидетельствуют о проживании в Крымском ханстве невольников российского происхождения. «Чора»— раб, невольник. Так назывались в Крымском ханстве невольники и их потомки. Они находились в особом социальном положении, жили отдельно от татар, которые относились к ним пренебрежительно и избегали брачных связей с ними. Пленники родом из России и Украины назывались «ак чора» — белый раб.

В. К. Гарагуля указывает на существование в довоенное время в Крыму четырех деревень с названием Ак-Чора (ныне с. Гвардейское Первомайского, с. Долинное Кировского р-на и две не существующие ныне деревни на территории Джанкойского и Кировского р-нов) и двух деревень с названием Кара-Чора—черный раб, где жили потомки невольников с Кавказа, имевшие смуглую кожу и темные волосы, Кара-Чора — в долине р. Булганак в 27 верстах от Симферополя, ныне не существует, и Кара-Чора-Молла—в 26 верстах от Евпатории, ныне не существует.
Д’Асколи писал о статусе невольников и их детей в Крымском ханстве в первой половине XVII в.: «Татарин никогда не женится на рабыне, как это делают турки, а если он и приживет с нею детей, то таких называют «туман» и их можно продавать, когда захотят, потому что они не считаются детьми», Подобную информацию дает Жан де Люк, монах доминиканского ордера, побывавший в Крымском ханстве в 1625 г., в «Описании перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин».

Также де Люк сообщает: «Татары стараются принудить своих рабов принять магометанство, обещая им под этим условием свободу, чем некоторых и совращают». В третьей четверти XVIII в. татары в хозяйстве еще использовали труд невольников и к купле-продаже пленных относились как к явлению естественному. В упоминаемом ранее «Представлении» тринадцати крымских начальников в июле 1778 г. татары выражали крайнюю обиду за то, что у них насильно отнимают христианских пленников, купленных на собственные деньги, и просят Екатерину II на будущее: «т. к. мы всегда нужду пленных имеем, чтобы в купленных на наши деньги пленных никто не вмешивался, какой бы нации они ни были».

Метки: , , ,

Страницы: 1 2


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/pantikapei.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Один отзыв на «О выселении христиан из Крыма в 1778 году»

  1. Владимир:

    Спасибо за это инфо.
    А вот еще полезно для Вашего сайта:

    http://www.odnoklassniki.ru/#/group/50790383747254/topic/198400086710

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика