Парусный фрегат «Херсонес»

Мировая практика подготовки специалистов для работы на море предусматривает прохождение кадетами обязательной практической подготовки в условиях действующего судна. В связи с этим морские государства считают необходимым иметь в своем флоте специализированные учебные суда. Особой гордостью в учебном флоте высшего учебного заведения морской направленности является наличие действующего парусника.

На постсоветском пространстве учебный флот представлен такими парусными судами:
«Крузенштерн» — Балтийская государственная академия рыбопромышленного флота, Калининград;
«Седов» — Мурманский государственный технический университет.
«Мир» — Государственная морская академия им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург.
«Паллада» — Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, Владивосток.
«Надежда» — Дальневосточный государственный морской университет, Владивосток.
«Дружба» — Одесская национальная морская академия.
«Херсонес» — Керченский государственный морской технологический университет.

Одним из прекрасных представителей парусного флота СССР является «Херсонес» — учебный трехмачтовый фрегат в настоящее время принадлежащий Керченскому государственному технологическому университету, Украина. Фрегат «Херсонес» последний в серии из шести парусных кораблей построенных по заказу руководства СССР в Польше на верфи «Stocznia Gdanska» в 1989 году.

Однотипные морские парусные суда: «Дар Молодежи», «Дружба», «Мир», «Паллада» и «Надежда» были построены с целью введения учебной практики в морских учебных заведениях. Корабли находились в портах Гданьск, Одесса, Севастополь, Санкт-Петербург и Владивосток. При постройке фрегата «Херсонес» корпус судна был выкрашен в белый цвет.

Морское парусное судно отлично справлялось со своей задачей. Многие курсанты проходили морскую практику, после которой они смело выходили в море уже, будучи капитанами и штурманами других кораблей и судов.

Учебные парусные суда — это сознательно дотационные учебные лаборатории для будущих моряков. Нормальным в мировой практике является государственное финансовое обеспечение работы таких судов.

В Украине есть два таких судна — «Дружба» и «Херсонес». Парусник Одесской академии «Дружба» попал в затруднительное финансовое положение и уже много лет находится в порту Одесса без шансов на продолжение плавания.

«Херсонес» на протяжении многих лет, включительно до 2006 года, обеспечивал студентам Керченского университета и другим морским учебным заведениям Государственного комитета рыбного хозяйства полноценную практическую подготовку.
Основные специальности, которые требуют наличия учебного судна, — это судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, электрооборудование и автоматика судов.

Квалификационные характеристики этих специальностей разработаны соответственно требованиям международной морской конвенции ПДМНВ-78/95 (STCW-78/95), а учебные планы охватывают практически весь перечень требований, необходимых для сертификации и дипломирования вахтенного помощника капитана, вахтенного механика и судового электромеханика. Подготовка включает, кроме теоретических, также и практические занятия, тренинг на борту судна во время плавательных практик.

Важнейшим требованием для работы на судне на офицерской должности есть обязательное наличие у выпускника документально подтвержденного стажа плавания не меньше 12 месяцев (с несением учебной вахты под руководством дипломированного специалиста). Для получения такого стажа в учебном плане предусмотрен ряд практик. УПС «Херсонес» является уникальной базой для практик студентов, в особенности младших курсов. Работа на палубе, операции с парусным оснащением являются отличной школой относительно будущей работы в море. На старших курсах процесс практической подготовки студентов обеспечивается несением учебных вахт на штурманском мостике или в машинном отделении под руководством высококвалифицированных штурманов, судовых механиков и преподавателей университета.

«Херсонес» последний рейс в 2006 году

Практику одновременно проходит большое количество студентов. На «Херсонесе» 6 кубриков по 12 мест, столовая, техническая библиотека, учебные аудитории: есть учебная штурманская рубка со всем необходимым навигационным оснащением. Эксплуатация парусного судна, которое имеет 26 парусов общей площадью 2771 м, возможна только при наличии на палубе экипажа численностью не меньше 40 квалифицированных специалистов и 70 кадетов. Ручное управление парусами предусматривает работу на высоте до 50 метров молодых людей, которые пригодны по состоянию здоровья и имеют навыки такой работы. Ежегодно на «Херсонесе» проходили практику до 350 студентов КГМТУ, а также курсанты Одесского и Херсонского морских училищ рыбного хозяйства.

Выход «Херсонеса» из эксплуатации в 2006 г. привел к ряду проблем с организацией вышеуказанных практик в связи с тем, что судовладельцы неохотно принимают на практику студентов младших курсов в связи с отсутствием первичных морских документов, а на «Херсонесе» администрация университета предусматривала выдачу таких документов по завершении практики. Практика на судах не учебного назначения значительно снижает качество практической подготовки потому, что судно выполняет в первую очередь коммерческую задачу, а судовые специалисты не имеют ни времени, ни опыта для обучения кадетов. Каждое судно не учебного назначения может принимать на практику одновременно не больше 3-4 человек. Графики рейсов таких судов никогда не совпадают с графиками практик университета ни по срокам, ни по продолжительности. Все это приводит к трудности в выполнении графиков учебного процесса.

«Херсонес», в частности, имел еще одну миссию — он репрезентовал страну на разнообразных морских соревнованиях, фестивалях, представлял собой гордость и флаг Украины как морского государства. С 1992 по 2006 г. УПС «Херсонес» принимал активное участие 8 престижных соревнованиях парусных судов и международных регатах во Франции, Германии и завоевывал кубки и морскую славу Украине в странах Европы.

«Херсонес» — единственное в мире судно, которое за последние 100 лет обогнуло мыс Горн (Южная Америка) без использования двигателей — только на парусах. Среди моряков это считается настоящиим подвигом. В 1997 г. Чилийская ассоциация вручила судну диплом о прохождении мыса Горн, а капитану «Херсонеса» Михаилу Сухине было присвоено почетное во всем мире звание «Альбатрос».

Три года авторитетнейшее украинское судно стоит в Керченском морском рыбном порту. Но до сих пор администрация университета регулярно получает приглашения на участие парусника в разнообразных международных регатах. В Германии существует общество «Друзья Херсонеса». -Херсонес» любят и помнят в мире. Поэтому обращаемся в правительство Украины с просьбой сдвинуть с мертвой точки возобновление эксплуатации «Херсонеса» и возвратить университету возможность выпускать морских специалистов достойной квалификации и качества. «Херсонес» — это единственное действующее парусное судно Украины, а на наш взгляд — еще и ее национальное достояние.

Для справки:
Российское учебное парусное судно «Крузенштерн» в последние годы все чаще представляет Россию на разных заграничных мероприятиях. В частности, «Крузенштерн» на протяжении всего периода Олимпийских Игр 2010 года в Канаде стоял в порте Ванкувера.

На его борту проходили многочисленные встречи с участием российских спортсменов.

Первого декабря 2009 года барк «Крузенштерн» отправился во второй этап Международной трансатлантической экспедиции, посвященной 65-летию Великой Победы. 90-летию образования рыбной отрасли России и 60-летию первой сельдяной экспедиции. Плавание барка завершается в мае 2010 года. На борту «Крузенштерна» находятся 120 курсантов различных учебных заведений морского профиля.

Барк «Крузенштерн» зашел в порт столицы зимней Олимпиады-2010 Ванкувер, где предоставил свой борт для поддержки сборной России. На протяжении всей Олимпиады барк стоял в порту. На его борту прошли разные акции и мероприятия в поддержку российских спортсменов. Вход на судно был открыт для всех желающих. Барк представил и Калининград, и Россию в целом. На его борту были развернуты 3 выставки, а курсанты и команда судна были в группе поддержки российских спортсменов. После Олимпиады барк продолжил свой трансатлантический поход. Он возвратился через Панамский канал в Атлантический океан, где участвовал в мероприятиях на Кубу, в Венесуэле и в других странах.

Когда НВС «Херсонес» был на плаву, вокруг него также кипела жизнь: на его борту организовывались встречи, проводились разнообразные мероприятия, кадеты проходили плавательную практику. НВС «Херсонес» представлял наше государство во многих регионах земного шара. В каждом порту-стоянке курсанты проходили по набережной парадным маршем. Поднимался Государственный флаг Украины, звучал Государственный гимн. Курсанты видели мир, получали прекрасные навыки морского дела. Профессиональный слаженный экипаж предоставлял кадетам уникальные знания и умение обращения с парусным такелажем, оснасткой судна, лоцманские навыки и т. п.

Все знают о проблеме «Херсонеса»: на сегодня он стоит в порту г. Керчь, а вместо обучения и практики кадетов накапливает долги. Хочется надеяться, что правительство Украины примет мудрое решение относительно «Херсонеса», который является гордостью нашей морской страны и может снова стать базой для подготовки кадетов.

Александр ГАДЕЕВ,
проректор керченского
государственного морского
технологического университета.

подробнее о паруснике… http://kgmtu.com.ua/khersones

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика