tur1

Различают три группы животных в «зверином стиле»

<—  Различают три группы животных в «зверином стиле»: небесная зона — птицы, земная — копытные и подземная — хищники. Самые распространенные среди птиц — греческие грифоны с серповидными крыльями, грифо-бараны и фантастические крылатые звери (аналог таких животных есть в культуре персов). Ко второй группе животных относят изображения кабанов, быков, коз, оленей, баранов, коней. Кстати, кабан считается «медиатором», то есть посредником между двух зон — он может свободно передвигаться от зоны земной к подземной, так как является и копытным и хищником одновременно.

Золотой бык из майкопского кургана

Исследователи «скифского звериного стиля» отмечают его особенность — контраст чистых поверхностей, гладких объемов тела животного и гипертрофированная фактура деталей. Такой эффект получился благодаря оригинальной технологии скифских мастеров. Они предпочитали не лепить будущую модель из воска, а вырезать ее ножом с широким лезвием. Так получались особые формы тела животного с крупными плоскостями, резкими гранями — головы, уши, рога, глаза и копыта зверей сильно увеличивались в размерах, переносились с места на место. К примеру, на лапах пантеры можно было рассмотреть изображения других хищников, а вместо когтей изображались птичьи головы. Такой же прием «зооморфных превращений» присутствовал во многих архаических культурах, в искусстве древних американцев, египтян и аборигенов Полинезии.

Скифский стиль изображения животных органически связан с практическими вещами, на которые их наносили — оружие, одежда, конская упряжь. Мастера чеканки приспосабливались к ограниченным формам вещей, тщательно использовали каждый миллиметр пространства, чем объяснялась компактность и экономная четкость контуров. Использовались даже естественные пустоты на изделиях, умело обыгрывались, усиливая компактность . Такой эффект хорошо воспринимался с расстояния, особенно, если накладка выделялась на контрастном фоне войлока.

В изготовлении своих шедевров античные мастера использовали цветную эмаль, которая ценилась наравне с драгоценными камнями и выгодно подчеркивала золотой фон. «Скифский звериный стиль» называют «скифским барокко» из-за его перегруженности деталями, вычурности и пышности. Однако, до конца раскрыть все загадки этой исторической художественной культуры не удается до сих пор.

«Звериный стиль» исчез к концу 4 века, также внезапно, как и появился. Предполагают, что причиной этому стало изменение общей культурной ситуации.

Статьи по теме «звериный стиль»:

«Звериный стиль» в Горном Алтае.

«Звериный стиль» в коллекциях Эрмитажа

Золотая царская пектораль

Золотая царская пектораль древних Скифов крупным планом

Скифский «звериный стиль»

 

μ@

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика