Развитие метеорологии в Крыму

В 1820 году в Крым приехал на оздоровление Федор Карлович Мильгаузен. Целебный воздух полуострова быстро поправил здоровье популярного врача. Федор Мильгаузен родился в 1775 году в Петербурге, в семье немцев. Он с детства был наделен незаурядными способностями, что помогло ему в 14 лет поступить в Петербургский медицинский институт. Спустя 6 лет Мильгаузен получил звание врача, русское подданство, а с 1796 года начал врачебную практику в Обуховской больнице. Появление популярного врача в Крыму положило начало развитию на полуострове метеорологии.

Федор Карлович Мильгаузен

Федор Карлович Мильгаузен

В 1821 году Федор Карлович, поселившийся недалеко от Симферополя, наряду с врачебной практикой, вел систематические наблюдения за погодой. В 1835 году его исследования были замечены многими учеными России и отмечены, как очень важные и полезные, врача избрали действительным членом Московского Общества испытателей природы и членом- корреспондентом статистического отдела Министерства внутренних дел. Наблюдения за капризами природы Федор Мильгаузен продолжал до 1853 года.

В 1891 году первая метеорологическая станция появилась и в Евпатории. Ее создал местный краевед Василий Пьянков, который ежедневно проводил метеонаблюдения в течение 30 лет. В Ялте первая метеостанция заработала в 1897 году, когда известный климатолог Владимир Дмитриев передал городу все свои метеоприборы. 23 марта ежегодно отмечается всемирный день метеорологии.

Крымских метеорологов прогнозировать погоду научил страшный день 14 ноября 1854 года. До этого на полуострове велись только наблюдения за погодой, без прогнозирования и попыток предсказать изменения погодных условий. Осенним днем 158 лет назад в Крыму разразился сильнейший ураган. На рейде Балаклавской бухты стояли английские, французские и американские корабли. С ночи 12 ноября начался сильный ливень, град, снег, холодный ветер. Утром 14 ноября 1854 года барометр резко упал и разразилась невероятно жестокая буря. В воздухе с бешеной скоростью летали фуражки, шинели, палаточная парусина, одеяла, столы и стулья. Крыши, амбары, сараи разрушались с легкостью карточных домиков. По окрестностям Балаклавы были разбросаны кипы сена, бочки с ромом, телеги, деревья. Один из смерчей, возникший в море и вышедший на берег, уничтожил отару баранов.

Буря на Балаклавском рейде 14 ноября 1854 года. Цветная литография

На море дела обстояли еще сложнее. Моряки забывали о том, что бывает горизонтальная плоскость, волны беспрерывно бросали суда, разбивая их о скалы. В эту ночь погибло более 30 судов, около 40 кораблей получили серьезные повреждения. Тела погибших во время урагана море отдавало выжившим еще целую неделю, после 14 ноября. Буря в Балаклаве нанесла англо-французской армии невосполнимый ущерб. Это отметили не только метеорологи, но и государственные деятели.

Фотография трехмачтового винтового парохода «Prince»(более извстного, как «Черный Принц») затонувшего во время бури в балаклавской бухте в ноябре 1854 года.Журнал «Природа и люди»(1911г) говорит,что «на этом корабле было до десяти миллионов рублей одной золотой монеты…»

Император Николай I узнав о последствиях крымской непогоды воскликнул: «Еще одну такую бурю, и союзники убрались бы из Крыма!». Французы из этой катастрофы сделали правильные выводы и уже спустя три месяца была создана первая прогнозная карта. А в 1856 году во Франции работали 13 метеостанций, которые взаимодействовали между собой. С 1865 года по европейским портам стали распространяться предупреждения о штормах, польза от таких уведомлений была очевидна всем.


Балаклавская буря дала мощный толчок развитию служб погоды по всем странам мира. Сегодня метеопрогнозы стали точнее, и собираясь на отдых в каждый путешественник должен быть готов к капризам погоды.
μ@

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика