Вольный цеховой матрос

Screenshot_2

Становление коммерческого флота на юге Российской империи — Черном и Азовском морях, проходило сложно и с препонами. Главной проблемой был недостаток матросов на судах. Одним из первых предложений по изменению ситуации в положительную сторону был проект итальянцев братьев Ларовихово — привезти из итальянский портов матросские семьи. Их планировалось поселить в приморских городах Черного моря и всего Новороссийского края. Император Александр I поддержал проект и утвердил его. Но дело не пошло. В 1811 году Ришелье жаловался императору о недостатке матросов и попытке достать их из греков, славян и отставных матросов.

Screenshot_1

Развивать каботажное судоходство в 1834 году берется князь М.С. Воронцов. По его проекту предполагалось учредить общества вольных матросов в губерниях Таврической, Екатеринославской, Херсонской и Бессарабской. Новый проект утвержден, хотя местное купечество настороженно относилос к идее появления цехов вольных матросов. Дело сдвинулось положительно благодаря преимуществам, которые предлагались записавшимся в вольные матросы. Каждого новобранца освобождали от подушной подати на три года, а от остальных податей навсегда, подводной повинности (предоставление подвод для земских, полицейских и судебно-следственных разъездов), рекрутства и военного постоя (квартирной подати).

11660

В то время служба на флоте — это 25 лет, а вольному матросу предлагали 5 лет обучения и получения практических навыков. Удивительные привилегии, которые не могли не заинтерисовать многих в то время. Служба на Черном море представляла собой судоходство на малых и транспортных судах. Хоть и следило начальство за тем, чтобы матрос совершал не менее пяти шестимесячных компаний за время обучения — условия казались сказочными. При поступлении на службу у матроса должны были быть свои куртка, брюки, обувь, фуражка и черный галстук. Уже в процессе службы его снабжали формой, а для отличия от рекрутов пуговицы на форме вольного матроса были без якорей.

После окончания пятилетней службы матрос получал патент, который давал ему право получить заграничные паспорта от любых портовых начальств в Российской империи. В 1839 году в Новороссийском крае повторили опыт с цеховыми обществами вольных матросов, куда приглашали государственных крестьян. Этот вольный матрос мог оставить за собой пай земли и, в случае чего, вернутья к сельской жизни, отказавшись от карьеры морского рабочего. С введением этих правил, цехи вольных матросов стали возникать в селениях государственных крестьян в Таврической, Херсонской, Екатеринославской (к которой принадлежал тогда Ростов) губерниях, а также в Керчь-Еникальском и Таганрогском градоначальствах.

Со временем количество желающих вступить в общество вольных матросов значительно увеличилось. После прохождения службы далеко не каждый мог позволить себе приобрести личное судно, а мест на чужих судах на всех не хватало. Кроме того, навигация продолжалась не круглогодично, соответственно в несудоходный период матросам надо было придумать где и как еще можно заработать на хлеб. Некоторые из них возвращались на землю, к сельскому хозяйству. Многие шли на море для получения льгот, но работать после службы на судах не имели желания. Таким образом, вольных матросов на море было мало, судовладельцам снова пришлось нанимать иностранцев.

1868 Батум. Загрузка судов нефтепродуктами. Д. И. Ермаков

1868 Батум. Загрузка судов нефтепродуктами. Д. И. Ермаков

После Крымкой войны образовалось «Русское общество пароходства и торговли». Вольные матросы предпочитали поступать на пятилетнюю службу на пароходы вместо судов военно-морского флота. Хотя в правилах учреждения обществ вольных матросов и указывалось не назначать их на должности денщиков, поваров, береговых работников, на деле происходило иное. За 5 лет службы на пароходе вольный матрос получал от компании одежду, 3 рубля жалования, 6 рублей на пропитание в месяц и занимался погрузкой-выгрузкой, мытьем палубы и покраской. Основные необходимые навыки в морском судоходстве моряки уже не получали, смысла в таком обучении не было. Несмотря на то, что «Русское общество» выдавало морякам по истечении службы патенты, общество вольных матросов их изымало и выдавало простые паспорта. Да и сами моряки понимали, что имеющихся у них знаний в морском деле явно недостаточно. К 1858 году в Керчи насчитывалось 78 вольных матросов.

https://zen.yandex.ru/media/id/5e4813186e1cd54e7a5c9996/4-iz-istorii-sudohodstva-po-donu-i-v-priazove-kadry-5e5def7f669c1f78da925acb

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика