Судьба «Штандарта»

377172225

Однажды погожим апрельским утром на Александровской набережной собралась большая толпа ялтинцев и приезжей публики. Внимание привлекло огромное трехмачтовое, двухтрубное судно с андреевским флагом на корме, стоявшее в порту. Оно пришло в Ялту в сопровождении двух миноносцев. Это была новая императорская яхта «Штандарт».

Гвардейский экипаж. насчитывал 373 матроса и офицера, не считая людей из оркестра и хора. Командовал экипажем капитан первого ранга С. Н. Ворожейкин. В тот день семья Николая II со свитой и придворной прислугой впервые на новой яхте прибыла из Петербурга на Южный берег Крыма на отдых.

shtandart2Августейших особ встречали городские власти, местные и приезжие аристократы, генералы, представители духовенства и почетные граждане Ялты. После официального церемониала ученический оркестр Александровской мужской гимназии исполнил гимн «Боже, царя храни». Затем более десятка экипажей, миновав короткую при портовую Бульварную улицу, не спеша покатили по празднично украшенной набережной, направляясь в Ливадию — удельное имение царя. Местные долгожители рассказывали, что ялтинцы и гости города дружно приветствовали царскую чету, ехавшую впереди экипажей в открытой коляске, вслед за верховным проводником.

Постройка пятипалубной прогулочной яхты «Штандарт» заказал еще Александр III известной фирме «Бурмейстер и Вейн» в Копенгагене. Работы на верфи начались 1.10.1893 года, и менее чем через полтора года судно, построенное по последнему слову тогдашней инженерно-корабельной техники, было спущено со стапелей на воду 17.2.1895 года. И в следующем году вошло в состав Балтийского флота. Постройка «Штандарта» обошлась казне в 5,5 млн. рублей. Александру III не довелось поплавать на новой яхте, он умер в 1894 году. Его наследник, Николай II, с семьей в сентябре 1896 года совершил на «Штандарте» первое путешествие в Англию и во Францию.

shtandart5

Что же представлял собой «Штандарт»? На этот вопрос ответили местные газеты «Русская Ривьера» и «Ялтинский вестник», приведя его технические характеристики и сведения о внутреннем устройстве, которые, полагаю, определенно представят интерес для современного читателя.

  • Яхта «Штандарт» имела длину более 122 м,
  • ширину более 15
  • осадку около 7 м;
  • водоизмещение 5.480 т;
  • мощность машин, работавших от 24 паровых котлов (неразрывных, системы Бельвиля), составляла 1200 лошадиных сил.
  • Три динамомашины вырабатывали электроэнергию напряжением 100 в.
  • Двойное днище служило резервуаром запаса пресной воды.
  • По бортам, вдоль стальной обшивки, располагались угольные ямы, вмещавшие 752 т. угля. В случае бортовой пробоины они могли взять и себя и течь забортной воды.
  • Мощность машин и два гребных винта позволяли яхте развивать скорость хода 14-22 узла (22 мили в час)
  • запас угля обеспечивал дальность плавания 1400 миль.

На борту находилось семь разных катеров и пять гребных шлюпок. Хотя яхта считалась прогулочной, однако была вооружена шестью 47-миллиметровыми автоматическими скорострельными пушками Гочкиса, установленными на верхней палубе, и носовой части судна. Там же стоял мощный прожектор. Вход на яхту осуществлялся через изящный вестибюль с переносной церковью (летом церковь устанавливали на корме).

shtandart3Комфортабельные, без роскоши, уютные апартаменты царской семьи располагались в кормовой части второй палубы. В кабинете Николая II стоял письменный стол с канцпринадлежностями. Над ним висел на стене электрический календарь, показывавший дни недели, часы и фазы Луны. Рядом, в гостиной, в шкафу хранились книги, в основном на английском языке. За кабинетом располагались спальня и туалет. В будуаре императрицы Александры Федоровны стояла светлая мебель, которая хорошо гармонировала с обитыми светлым кретоном стенами. В углу у окна был закреплен небольшой письменный стол. На нем стояли портрет английского короля Эдуарда в морской форме и оригинальная серебряная чернильница в виде рулевого и компаса — подарок германского императора Вильгельма. Спальня и туалетная комната императрицы находились в противоположной стороне от апартаментов Николая II, рядом с ее будуаром. Параллельно с апартаментами родителей располагались апартаменты наследника цесаревича Алексея, отделенные небольшим коридором и состоявшие из детской и спальни. Все стены кают были увешаны фотографиями, запечатлевшими путешествия по Балтийскому и Черному морям.

shtandart4

Ближе к корме располагались апартаменты фрейлин. Их общая гостиная была украшена старинными, очень редкими и ценными гравюрами, изображавшими русский флот в начале XIX века. В гостиной стояло пианино, на котором играли царские дети. На третьей палубе находились каюты великих княжон. В одной из них стоял деревянный стол, покрытый простой клеенкой, за которым пили чай. Там же были свободные апартаменты, предназначавшиеся на случай появления на яхте великих князей, каюты для придворной свиты и столовая, буфет, в котором хранилась царская столовая сервировка.

i_231

На четвертой палубе в каютах размещалась придворная прислуга, а на пятой, самой нижней, погреб для хранения провизии и вин. На верхней палубе было отведено место для большого зала, воздух в котором охлаждался электро вентиляторами. Здесь на видном месте висела картина с изображением святого великомученика Георгия Победоносца. Зал служил столовой для царской семьи. На той же палубе, но ближе к носовой части яхты, тянулся длинный ряд скромных офицерских кают (в экипаже числились 15 офицеров). Каюты и общую столовую разделял большой машинный зал.

shtandart6

Газета «Ялтинский вестник» писала о том, что яхту могли осмотреть многие ялтинцы, приезжие люди, желавшие ознакомиться с ней, поскольку доступ на нее был свободный во время пребывания царской семьи в Ливадии.

В годы первой мировой войны закончился, условно говоря, первый период морской жизни «Штандарта». Второй был коротким. Экипаж 25 октября 1917 года перешел на сторону Советской власти.

В апреле 1918 года «Штандарт» участвовал в Ледовом переходе Балтийского флота из Гельсингфорса в Крондштадт. И там в мае того же года был поставлен в военной гавани на долгосрочное хранение, вплоть до 1932 года.
Третий период жизни «Штандарта» относился к 1933-1936 годам. Яхта была переименована в «18 Марта» (в честь Парижской коммуны), переоборудована и пере классифицирована в минный заградитель.

В 1938 году он получил наименование «Марти» и стал флагманом соединения заграждения и траления Балтийского флота. Командиром «Марти» был назначен капитан первого ранга Н.И. Мещерский. Во время советско-финского конфликта в 1939 году минзаг успешно осуществил первую постановку мин у побережья Финляндии, за что экипаж получил благодарность командования Балтфлота.

22 июня 1941 года минный заградитель «Марти» вышел в первый боевой поход по постановке минных заграждений в Финском заливе. Через два дня в водах залива были обнаружены германские подводные лодки. Отважные моряки минзага во главе с командиром Мещерским в густом ночном мраке не только поставили мины, но и потопили одну из вражеских субмарин.

В ноябре 1941 г. минзаг «Марти» в составе других кораблей под командованием вице адмирала В.П. Дрозда участвовал в походе по вражеским минным полям до острова Хайко. В пути минзаг наткнулся на неприятельскую мину. От взрыва получил серьёзные повреждения, но продолжал походи снял с острова Хаико 2029 бойцов, 60 орудий, 11 минометов, много снарядов, продовольствия. И сверх нормы около 800 тонн других грузов.

В апреле 1942 года «Марти» вместе с другими кораблями и береговыми батареями отражал массированный налет фашистских самолетов. И в самый разгар боя по радио пришла радостная весть о присвоении его экипажу гвардейского звания. Сражаясь под гвардейским знаменем, «Марти» вписал еще много ярких страниц в боевую летопись Балтфлота.

В 1948 году он был переименован в «Оку». В 50-х годах его разоружили и переформировали в плавучую казарму. В 1961 году он стал кораблем-мишенью для отработки ракетных стрельб. После получения «Окой» значительных повреждений её разрезали на металл.

Такова судьба бывшей императорской яхты «Штандарт»

Г. Нечаев.

shtandart0

Узнайте Все о курортах Греции на сайте wiki-turizm.ru

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика