Теплоход «Армения», поиски продолжаются

7 ноября 1941 года, в районе Ялты немцами был потоплен теплоход «Армения». «Армению» называют по разному: военным транспортом, санитарным транспортом и санитарным кораблем, грузо-пассажирским теплоходом. Товарно-пассажирский теплоход с этим именем был построен на Балтийском судоремонтном заводе в Ленинграде в 1930 г. Судно имело длину 107,72 метра, ширину — 15,5, высоту борта — 7,7 м, минимальную осадку — 5,96 м, валовую регистровую вместимость в 4727 т при водоизмещении 5805 т. Экипаж — 96 человек. Всего таких судов было пять. Они курсировали на крымско-кавказской линии и все погибли во время войны.

Капитаном «Армении» был Владимир Яковлевич Плаушевский, погибший во время этой катастрофы. По числу погибших это была крупнейшая катастрофа не только Второй мировой войны, но и чуть ли не всей истории мореплавания!
Если на «Титанике» (14 апреля 1912 года) погибли 1503 человека, то на «Армении» — примерно 6000 человек. Дело в том, что точной цифры погибших на «Армении» нет.

Нет этих цифр ни в музее Черноморского флота, ни в музее героической обороны и освобождения Севастополя, куда я обращался. В музее Черноморского Флота, значится: «Санитарный транспорт ЧФ «Армения». Дата и место гибели — 7.11.1941 г. к югу от Ялты, 44° 17′ с. ш., 34° 10′ в. д. (Эти данные значатся также в справочнике «Суда Министерства морского флота, погибшие в период Великой Отечественной войны в 1941 — 1945 гг. Москва). Шел из Ялты в Туапсе с ранеными и грузами. Потоплен вражеской авиацией. Число погибших неизвестно. Спаслись 8 человек. (ЦВМА, ф. 10, д. 9096, л. 8)».

На судне находились раненые, персонал Севастопольского военно-морского госпиталя, санэпидемиологической лаборатории ЧФ, 5-й медотряд ЧФ, 280-й склад мед. имущества, медперсонал Николаевского военно-морского лазарета, филиал севастопольского госпиталя в Ялте.

Исследователи этой трагедии, в том числе севастопольский историк, писатель Евгений Веникеев, ученый секретарь военно-научного общества ЧФ капитан II ранга в отставке Сергей Соловьев (к сожалению, оба уже почившие), называют цифру от 5000 до 7000 человек. С. Соловьев считает, что по количеству погибших «впереди идет только немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф», потопленный в январе 1945 года на Балтике подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско. На лайнере находились 6535 человек. Спасены были 988 человек. Число погибших составило 5547.

По мнению Сергея Соловьева, на «Армении» погибших могло быть больше. Таким образом, это одна из крупнейших морских трагедий. С ней связано много инсинуаций. Соловьев развенчивает одну из них, кочевавшую по страницам газет, будто бы «Армению» бомбило 40 самолетов. Транспорт в 11 часов 25 минут 7 ноября 1941 года, шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован вражеским самолетом-торпедоносцем. Одна из сброшенных торпед поразила носовую часть корабля, и в 11 часов 29 минут он затонул.

Не было на «Армении» и знака Красного Креста, так как она, наряду с другими транспортами, кроме морской эвакуации, занималась доставкой из тыловых районов к местам боев вооружения, боеприпасов, живой силы. «Армения» была покрашена в военный цвет шаровой краской и даже имела пулеметы. Все это лишало транспорт права неприкосновенности.
Правда, есть и другая точка зрения. Один из организаторов обороны Севастополя генерал-лейтенант артиллерии П. А. Моргунов, бывший в то время комендантом береговой обороны Крыма и главной базы ЧФ, писал в книге «Героический Севастополь»:
«6 ноября из Севастополя вышел санитарный транспорт — теплоход «Армения» с ранеными бойцами, работниками главного госпиталя и эвакуированными гражданами. Он зашел в Ялту, где также забрал часть эвакуированных из Симферополя, и утром 7 ноября вышел курсом на Кавказ. В 11 час. 25 мин. недалеко от Ялты транспорт, хотя он имел отличительные знаки санитарного судна, был торпедирован фашистским самолетом и через четыре минуты затонул. Погибло много жителей, врачей и раненых». «В этом месте текста, — писал в своих исследованиях «Гибель «Армении»: число погибших неизвестно» Евгений Веникеев, — имеется сноска: «Отдел Центрального военно-морского архива (ЦВМА), фонд 10, дело 19, лист 221».

Есть некая тайна гибели «Армении», ибо дело N 19, касающееся этой трагедии, было уничтожено в 1949 году. Об этом сообщил начальник отдела Центрального военно-морского архива Л. Кирсанов. «Кому оно мешало, почему было уничтожено?» — задавался вопросами исследователь Е. Веникеев. Есть ряд и других загадочных моментов, связанных с гибелью «Армении». По одной из версий, теплоход потопил не торпедоносец, а бомбардировщики, сбросившие бомбы.
Многое бы раскрылось, если бы удалось обнаружить «Армению». Почти 64 года минуло со времени той страшной трагедии, но только недавно начали всерьез заниматься поисками погибшего судна. Инициатива здесь принадлежит руководителю экспедиции, начальнику департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергею Воронову. Ее поддержал Кабинет министров Украины.
Непосредственно поиском занимаются специалисты научно-исследовательского центра «Государственный океанариум Вооруженных Сил Украины», коллектив которого вот уже многие годы возглавляет капитан I ранга Валерий Кулагин. Кстати, Валерий Владимирович лично принял участие в экспедиционном поиске «Армении» и вместе с гидронавтами командиром экипажа Игорем Аврашовым и Геннадием Бельниковым совершил погружение на универсальном многоцелевом обитаемом подводном аппарате «Лангуст».

В разработке и проведении поисковой операции приняли участие начальник управления НИЦ «Государственный океанариум» капитан I ранга Игорь Родин, начальник отдела подводно-технических работ капитан I ранга Василий Куц, другие офицеры и специалисты океанариума.
— Толчком к этой экспедиции послужила юбилейная дата — 60-летие Великой Победы, — рассказывает Игорь Родин. — А инициатором стал Институт археологии НАН Украины и, в частности, Сергей Александрович Воронов. Правительством страны была поставлена задача — определить точные координаты гибели «Армении». Дело в том, что в различных источниках указано несколько мест гибели теплохода. С обследования одного из них, наиболее вероятного, и началась работа…
— Первое погружение на «Лангусте» мы совершили 26 мая 2006 года, — рассказывает капитан экипажа обитаемого аппарата Игорь Аврашов. — «Лангуст» отбуксировали в заданный район, и там мы спустились под воду. Работали мы на глубинах от 465 до 540 метров, причем обследовали очень сложный рельеф в районе ялтинского разлома. Изобаты глубин находятся близко друг от друга и напоминают своеобразную пятерню. Расстояние между подводными каньонами шириной от 20 до 40 метров, а высота отвесных стенок доходит до 35 метров. В таких подводных горах-оврагах очень трудно вести поиск, пусть даже и немалого объекта. Из-за сложного рельефа гидроакустический поиск был малоэффективен, и теплоход мы не обнаружили.
Чем завершится экспедиция, покажет время. Свой сыновний долг перед старшим поколением — увековечить память погибших на «Армении» — мы обязаны выполнить.


В 2011 году исполнилось 70 лет с момента одной из крупнейших морских катастроф – гибели теплохода «Армения».
Обследованы все возможные точки координат места гибели санитарного транспорта. Увы, даже с самой современной поисковой аппаратурой американцев «Армению» тогда найти не удалось. В 2006-2008 годах мы, используя самую совершенную немецкую и американскую технику, облазили тот квадрат вдоль и поперёк. Точку эту пересекли 27 раз! Обнаруживали даже 20-сантиметровые гильзы от артиллерийских снарядов.
Осталось всего два квадрата, где мы ещё не искали: шансы растут. Один из них – за территориальными водами напротив Ай-Тодора. Второй – на траверзе Аюдага. Глубины поиска: от 470 до 1500 метров. Больше всего опасаюсь, что в тех местах судно соскользнуло по склону на большие глубины. Экспедиция обязательно будет! Это наш долг перед погибшими 70 лет назад», – резюмировал Сергей Воронов.

«Армения»: 70 лет после гибели. Поиски у Ялты продолжаются

Современная Ялта с высоты

Сегодня многие компании предлагают курсы дайвинга, есть даже курсы дайвинга в Москве. Прежде всего это необходимо для получения навыков и знаний – они делают подводные погружения безопасными. Например начальный курс дает право погружений до глубины 18 метров в паре с партнером.

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика