Трамвай в Керчи

Первый трамвай в Керчи

Первый трамвай в Керчи

Градоначальник Керчи контр-адмирал А. Ф. Стемман (1906-1909) первым задумался о возможности строительства веток трамвая в городе Керчь. За время правления Стеммана это предложение не просто выдвигалось, было многое сделано для его осуществления.

С Обществом механического производства в Южной России и Черноморским механическим заводом заключили договор об изготовлении трамвайной линии. Также, согласно проекту, были заказаны электрические столбы (в высоту 5,5 сажень). Всю трамвайную линию планировалось проложить за один год. Предполагалось протянуть пути от Российского общества пароходства и торговли на ул. Набережной до ул К. Маркса, дальше к перекрестку ул. Кирова и Портового переулка до ул. Самойленко к Шлакбауму.

В ярких красках градоначальник расписывал будущий трамвай, который должен был бы ходить с периодичностью в 8-15 минут. По городу скорость трамвая предполагалось ограничивать до 12 верст в час, с учетом времени суток и движения публики, за городом трамваю можно разгоняться до 15 верст в час. Рассчитали даже предположительную стоимость проезда в трамвае. Один человек мог прокатиться на трамвае за 5 копеек, ученики (при условии, что они были в форме) за 3 копейки. Почтальонам и полицейским пользоваться трамваем разрешили бесплатно. Стемман не учел только того, что в бюджете денег на трамвайную линию не было. Проект заморозили до 1932 года.

В великой стране СССР далеко не в каждом городе строили линии электротранспорта. Для получения разрешения на строительство метро, троллейбуса или трамвая многочисленные комиссии тщательно изучали статус города, промышленный потенциал, целесообразность проекта. В Керчи к 1933 году численность рабочих на строительстве Камыш-Бурунского железорудного комбината и на Госметзаводе резко возросла и появилась проблема в доставке их к рабочим местам. По советским законам опоздание на работу более чем на 20 минут приравнивалось к прогулу, которые в свою очередь наказывались двухлетним тюремным сроком. До сих пор вполне справлялись ямщики на конном транспорте, но пришло время для трамвая.

В 1934 было проложено первое трамвайное полотно. Через год в Керчь прислали моторные и прицепные вагоны. Уже осенью новое полотно стали обкатывать, а 7 ноября с большими торжествами открыли линию длиной 5,9 км от Консервного завода до завода им. Войкова. Через два года линию протянули до железнодорожной станции Керчь-I.

В 1938 году трамваи ходили до Табачной фабрики, к 1939 году керченские трамваи перевезли 6 млн. пассажиров.
В те годы только в Керчи трамваи ходили по широкой колее в 1524 мм. В 39 году проложили ветку до улицы Советской и с марта месяца трамвай преодолевал уже 7,2 км путей.

Вторая мировая война нарушила движение городского транспорта. Во время оккупации трамай не работал. Предприятия города были либо эвакуированы, либо разрушены, жители города после первого освобождения города в декабре 1941 года пытались восстановить работу заводов, трамвайные вагоны тянули паровозы от завода Войкова до города, но в мае 42, когда немцы вновь захватили Керчь трамвайные пути были окончательно разрушены. После войны комиссия РСФСР по коммунальному хозяйству решила не восстанавливать трамвайное транспортное сообщение в городе Керчь.

К 1975 году город вновь стал нуждаться в экологическом и экономичном общественном транспорте, был выбор между трамваем и троллейбусом. Решили построить ветви троллейбуса, поскольку это выходило дешевле и узкие центральные улицы города не справились бы с неизбежным расширением для трамвайных путей.

Из газет того времени

В КЕРЧИ СТРОИТСЯ ТРАМВАЙ.
Керченский горсовет и трест «Комдортрансстрой» заключили генеральное соглашение на постройку в 1933—34 гг. в Керчи трамвая. За два года предполагается проложить 26 км одиночных трамвайных путей и устройство двух трамвайных «подстанций для питания трамвайной сети. В строительство трамвая будет вложено 3.800 тыс. рублей.

Особенно острая потребность ощущается в соединении трамвайной линией Керчи с металлургическим заводом им. Войкова, расположенным в 7 км от города и насчитывающим около 15 тыс. рабочих. Первая очередь трамвая, соединяющая центр города с заводом, будет пущена к 7 ноября тек. года.

Немного истории: Первый на Украине конный трамвай был запущен во Львове в 1880 г. Львовский трамвай — явление загадочное и неординарное. Ну, скажите, где ещё, кроме как во Львове, можно при помощи поднятой руки остановить трамвай, как обыкновенную маршрутку? (Кстати для тех кто интересуется отдыхом в этом древнем городе, нашел сайт где можно забронировать квартиры посуточно во Львове без посредников, заранее к Евро 2012).

трамвай в селе Молочном

Сегодня в Крыму на трамвае можно прокатиться только в Евпатории и небольшом селе Молочное.

μ@

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика