В 1938 Камыш-Бурунский судостроительный завод вошел в состав действующих предприятий страны

<— В декабре 1938 года Камыш-Бурунский судоремонтно-судостроительный завод уже вошел в состав действующих предприятий страны. Все работы были выполнены, и командировка И. Ф. Гецова в Керчь была последней. Перед отъездом в Ленинград они с Задорожным поднялись на вершину Митридата.

— Нет, это преступление, Григорий Акимович: столько времени скрывал от меня такую красоту! Завидую. Жить в таком месте! Вот где история! Может, сегодня ты все-таки закончишь рассказ об истории мореходства? Так строили раньше здесь корабли или вы будете первыми?

— Могу сказать, что греческие переселенцы прибыли сюда в VI веке до нашей эры не пешком, а на судах. И для местных жителей они не были в диковинку, поскольку морское дело здесь развивалось неплохо. Для нападения на проплывающие корабли они строили длинные узкие легкие лодки, в которые свободно входило 25—30 воинов-гребцов. Эти суда, кстати, строились без единого гвоздя и имели свои особенности. Поскольку их борта в верхней части сближались, то, наращивая их дополнительными досками, получали примитивную, но все-таки защиту от захлестывающих волн. Нос и корма были одинаково заострены — причаливай  любым концом. У эллинов такие суда назывались камарами.

Чуть позже, когда образовалось здесь Боспорское царство со столицей Пантикапеем,— может быть, в центре его мы сейчас с вами и стоим — корабельное дело стало развиваться еще быстрее. А в девяти километрах от города, в устье небольшой речки, находился городок Тиритака, славившийся солением рыбы. Ну, и чуть дальше, в четырех километрах от него,— легендарный Нимфей. Рядом с ним теперь расположился поселок Эльтиген (Героевка).

Древнегреческий географ Страбон отмечал в своих трудах, что в Боспоре Киммерийском (так назывался Керченский пролив) повсюду были прекрасные гавани. Кстати, упоминал исключительность и Нимфейской, куда теперь будут заходить суда, направляясь к нашему заводу.

— Ах, вот как ты выбирал место для него — по чужим подсказкам,— не замедлил пошутить Гецов.

— А почему бы и нет? Правда, строили в Нимфее корабли или нет —пока неизвестно. Но в Пантикапее, опять-таки по сообщению Страбона, на восточной стороне города находились верфи для строительства 30 кораблей. На постройке судов было занято несколько сот кораблестроителей. Они даже увековечены в этнографических памятниках. На одной из надгробных стел I века нашей эры, найденных при раскопках Пантикапея, говорится: «Сие кораблестроитель, прощай».

— А керченский кораблестроитель, выходит, здравствуй?

— Выходит, так.

И они оба рассмеялись.

далее…

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика