Выполнение первых послевоенных заказов

<—- В конце 1945 года на завод стал поступать металл и другие фондовые материалы для выполнения первых послевоенных заказов: постройки несамоходных сухогрузных барж грузоподъемностью 250 тонн и грунто-отвозных шаланд.У причальной стенки стоял буксирный катер «Мольер», поднятый со дна моря для восстановления и дальнейшей, эксплуатации заводом. Сегодня ветераны с улыбкой вспоминают, как готовили его к торжественной сдаче.

prichal

Так выглядело спусковое устройство в первые послевоенные годы

Тридцатого апреля — приемная комиссия, а двадцать восьмого он уже — с иголочки — стоял у причала. Но случилось непредвиденное. Забыли задраить иллюминаторы, а море было неспокойным, и за ночь в каюты, трюмы набралась вода. Утром пришли взглянуть на «красавца» — одни мачты из воды торчат. Мастер цеха И. А. Полищук схватился за голову. Что делать? За день откачали воду, убрали, почистили, а ночью 30 маляров вышли на покраску судна. В день сдачи буксир блестел на солнце, как надраенная для парада матросская бляха.

Частенько вспоминают седые корабелы и «торжественный» ритуал спуска на воду барж. Всеми работами руководил тогда начальник такелажного участка П. Д. Монай. У берега было сооружено подобие «слипа»— обычные металлические и деревянные балки, смазанные тавотом. К ним баржу от цеха подкатывали на железных бочках, а затем с большими трудностями стаскивали упрямицу в воду.

М. К. Дахно

М. К. Дахно

«Всем заводом, под «Дубинушку», тянули, шутка ли — 250 тонн!» — вспоминал старый стахановец Марк Куприянович Дахно, один из представителей известной династии керченских корабелов, общий стаж работы которой насчитывает почти 200 лет!

М. К. Дахно приехал в Керчь из-под Киева еще в 1934 году, когда завод только строился. Он и его жена руководили бригадами арматурщиков. В дальнейшем, став судосборщиком, Марк Куприянович приобщил к этой профессии сына Дмитрия, который в 1946 году возглавил бригаду. Было тогда Дахно-младшему 17 лет. 35 лет отдал он производству. На смену отцу пришли двое сыновей: Александр — электросварщик и Сергей — судосборщик.

В начале января 1947 года корпусному цеху, постоянно перевыполнявшему плановые задания, на торжественном собрании вручили переходящее Красное знамя. Слова попросил электросварщик Александр Кириченко.

— Я тут переговорил со своими товарищами Иваном Кукушкиным, Гришей Яцуном и Павлом Сазоновым. Решили мы пятилетку закончить за два года.

Зал взорвался аплодисментами. Все знали: фронтовик-зенитчик, награжденный за отвагу орденом Красной Звезды, перевыполняющий сменное задание в 3—4 раза, слов на ветер не бросает. А когда все успокоились, добавил:

— А ко дню выборов в Верховный Совет страны берусь выполнить восемь дневных норм.

Это был замах на всесоюзный рекорд. В цехе началась кропотливая подготовка. Немало часов провел Кириченко вместе с мастером своего участка А. А. Кондевским, тщательно обдумывал все детали предстоящей работы. Еще и еще раз взвешивались возможности, уточнялись расчеты, проверялось необходимое оснащение.

День 6 февраля 1947 года, как назло, выдался непогожим. С утра шел снег с дождем. По кромкам металлических листов стекала вода, и их надо было непрерывно очищать. За десять минут до гудка А. Е. Кириченко пришел на объект в полном снаряжении. Еще накануне подобран мощный электросварочный аппарат, обычно применяемые четырехмиллиметровые электроды заменены пятимиллиметровыми. Под руководством мастера К. Н. Дубинина собрали большое число секций, подготовили для сварщика широкий фронт работ.

Не теряя ни одной минуты, Кириченко приступил к сварке. Действовал ловко и уверенно, экономя каждое движение. В таком же темпе шла работа и после перерыва. Когда к концу дня подвели итоги, оказалось, что за 7 часов 20 минут (40 минут было потеряно из-за перебоев в подаче электроэнергии) Кириченко выполнил сменное задание на 780 процентов и сварил 108 погонных метров шва. В тот же день в цехе появилась «молния», рассказывающая о замечательном успехе сварщика. Завод наградил А. Е. Кириченко суконным темно-синим пальто до пят, которому долгое время не было сносу. Премия в 300 рублей разошлась, конечно, куда быстрее.

К концу второго года четвертой пятилетки (1946— 1950) рапортовали о выполнении пятилетних заданий гибщик Г. Г. Яцун, прессовщик Г. А. Нарожный, электросварщики А. Е. Кириченко, И. Ф. Кукушкин, П. И. Сазонов, бригадир слесарно-монтажной бригады Н. М. Абрамов.

На заводе ширилось движение новаторов. Знатные стахановцы Кулыгин и Крикунов сконструировали медеплавильную печь, работающую на мазуте. Таким образом за год было сэкономлено около 10 тысяч тонн кокса, в несколько раз ускорилась плавка меди. В 1948 году рационализаторы сэкономили более 600 тысяч рублей.

Перевыполнил свое задание и отдел капитального строительства. Введено в строй пять новых жилых домов, из них 3 — двухэтажных дома. Газета «Керченский рабочий» писала, что к 7 ноября 1948 года 40 семей перешли жить в светлые, хорошо благоустроенные квартиры.

1944—1948 годы были для судостроителей самыми сложными и напряженными. Это был период возрождения завода и становления коллектива. Потребовалось исключительное упорство и настойчивость, чтобы в труднейших условиях выполнять и перевыполнять плановые задания. Эту работу на заводе возглавили коммунисты. Они, организаторы социалистического соревнования за выполнение четвертой пятилетки в два, в три года, сами показывали в этом пример.

Заводской комитет профсоюза ежемесячно подводил итоги. Победителям присуждались переходящие Красные знамена. Чаще других удерживал первое место коллектив ведущего корпусного цеха, руководимый Н. М. Куликовым.

Председателем профкома тогда был И. А. Морозов, коммунист, человек фронтовой закалки, освобождавший Керчь. В пятидесятые годы партия оказывала сельскому хозяйству существенную помощь кадрами. И в 1955 году по рекомендации Керченского горкома партии в числе тридцатитысячников И. А. Морозов поехал в отстающие хозяйства Ленинского района Крымской области, где проработал председателем колхоза более 30 лет. Его труд отмечен орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Не подвел корабел партийную организацию завода и города.

далее…

Метки: , , , ,


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/pantikapei.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика