Завод «Залив» — судоверфь XXI века, взгляд из 1985 года

Поскольку писали рассказ не фантасты, а молодые рабочие и специалисты, связавшие с судостроением свою судьбу, то полет их мысли в будущее исходит большей частью из реального.Прежде всего завод «Залив» — это предприятие атомного судостроения, высокой культуры производства. Светлые, просторные, чистые цехи. Кругом цветники, кондиционеры поддерживают постоянную температуру, звучит легкая музыка. Люди в белых комбинезонах наблюдают за работой роботов-сборщиков, следят за режимом заданных программ ЭВМ.

Совершенно отсутствует электро- и газосварка, соединение деталей, узлов, конструкций осуществляется специальными агрегатами — ни дыма, ни шума. На судоверфи XXI века сохранен основной принцип крупноблочной постройки кораблей. Собираются секции, затем — блоки, в них сразу монтируются оборудование, механизмы, трубопроводы, приборы. Из таких насыщенных блоков вырастает уже готовое судно.

Кругом автоматизированные поточные линии, которые сами собирают в единые блоки многотонные конструкции, изготовленные с высокой точностью. Параллельно со сборкой идет испытание всех механизмов и оборудования.

Экскурсанта из прошлого может, конечно, удивить полное отсутствие в цехах и на территории завода подъемных кранов. Просто они оказались ненужными, поскольку малоэффективны. Ведь на одну тонну перемещаемого груза, как известно, приходится до пяти-шести тонн массы самого крана. Секции и агрегаты теперь подаются на нужные позиции специализированным напольным и конвейерным транспортом. Для мелких и точных работ при монтаже используются «механизированные руки» — элементы робототехники, сохранившиеся с прошлого века.

Что не претерпело особых изменений — так это стапель. Да и необходимости в этом не было никакой. Здесь, на стапеле, стыкуются готовые строительные блоки будущего судна. Несколько дней — и оно окажется на плаву. А в целом вся верфь — как бы один главный пролет, вытянувшийся более чем на километр, к которому примыкают боковые сборочные корпуса. В конце пролет выходит в док, за которым — море.

На выведенном из дока судне останется закончить лишь мелкие наладочные работы и провести конечные испытания всех механизмов и приборов в комплексе— без выхода в открытое море. Здесь — же судно передается заказчику. Кто знает, может быть в будущем будут строиться и круизные лайнеры…

Круизное судно
Фото компании cruclub.ru, — морские круизы по всему миру.

Отдельное здание на верфи занимает ее «электронный мозг»: центральный пульт управления, автоматизированное конструкторское бюро, технологический комплекс. За мириадами мигающих огней, мнемосхемами, дисплеями наблюдает группа операторов — главных специалистов завода. Вычислительная техника помогает осуществлять и планирование производства, начиная с ежесменного и кончая разработкой пяти- и десятилетних планов. За короткое время возможны многовариантные расчеты, позволяющие выбирать самый оптимальный и закладывать его в производственный процесс…

Впрочем, это уже возможно и сегодня. Да и как определить ее — эту границу между настоящим и будущим? Кто сегодня удивится работе в безлюдном помещении токарно-револьверных автоматов, то и дело отбрасывающих в бункер готовые детали? Привыкли мы и к причудливым манипуляциям «механических рук» станков с числовым программным управлением. Быстро и точно выбирают они нужный инструмент и устанавливают его на шпинделе, подчиняясь команде, записанной на перфоленте. А робо-тотехнические комплексы, лазерные машины, ГАПСы?..

Да, будущее нашего завода начинается уже сегодня. И хотя ему только пятьдесят лет — срок для истории небольшой, есть главный критерий, которым определяется пройденный путь,— дела, свершения.

У колыбели нашей судостроительной верфи стояли люди, озаренные ярким светом Великого Октября. Мужественно сражались первые керченские корабелы с гитлеровскими захватчиками в годы их нашествия на нашу Родину. Вернувшись с победой, они не только заново отстроили завод, умножили трудовые победы, но и воспитали достойное поколение, которое продолжает сегодня дело своих отцов и дедов. И пусть не обо всех работавших и работающих на заводе рассказано в этой книге —разве обо всех и обо всем расскажешь? Но судьбы тех, чьи имена здесь названы, похожи на тысячи других, похожи на судьбы всех советских людей.

Керченские корабелы продолжают вести трудовую летопись родного завода, оставляя свои автографы для будущих поколений.

далее…

«Автографы керченских корабелов». Волков Н. А., Веремьев А. М., Щерба Ю. Н. Симферополь: Таврия, 1988

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика