Самый древний город России – Керчь, чей возраст насчитывает более двадцати шести веков, уже не одно столетие привлекает к себе внимание любителей и ценителей истории, археологов и искателей древних артефактов. После вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 году, вопросы изучения и сохранения многочисленных памятников прошлых эпох не могли быть оставлены без внимания царствующей династии Романовых, соответствующих ведомств и учреждений.

Забота о сохранении многочисленных памятников и предметов эпохи античности нашла отражение в указе Александра I, подписанном в последние месяцы его царствования, о необходимости открытия в Одессе и Керчи государственных музеев. Керченский музей древностей должен был хранить памятники, найденные в окрестностях Керчи, на Таманском полуострове и в Крыму, относящиеся к древнему Боспорскому царству.

В основу музейного собрания легла коллекция французского эмигранта Поля Дюбрюкса, который с разрешения властей начал собирать античные древности, подарив эту коллекцию Александру I. Благодаря ходатайству М.С. Воронцова, указом императора Александра I Сенату от 19 июня 1825 г. Иван Павлович Бларамберг, один из первых русских археологов и коллекционеров древностей, был назначен чиновником по особым поручениям для «производства работ по отысканию древностей в Новороссийском крае и учреждения музеев в Одессе и Керчи». Он и возглавлял в 1825-1831 гг. Одесский и в 1826-1831 гг. Керченский музеи древностей с момента их основания.

Бларамберг произвёл ряд исследований по топографии древних городищ Северного Причерноморья. Развернул активную деятельность по созданию фондов музеев, собирая у частных лиц мраморные статуи, надгробия, амфоры, а также предпринял раскопки с целью пополнения коллекций. Древности из первых раскопок директора поступили и в музей Керчи. В марте 1828 г. Керчь-Еникальским градоначальником был назначен Иван Алексеевич Стемпковский, который фактически возглавил всю археологическую деятельность в Керчи, так как И.П. Бларамберг постоянно проживал в Одессе.

После смерти И.П. Бларамберга (1831) и И.А. Стемпковского (1832) Керченский музей ещё некоторое время находился под присмотром П. Дюбрюкса в его доме, пока 28 мая 1833 года новым директором не стал А. Б. Ашик и не перевёл его в новое помещение. Находясь в составе Министерства внутренних дел и получая с 1835 года государственное финансирование в размере 5000 руб., Керченский музей древностей несколько лет спустя обладал не только богатейшим собранием античных памятников Северного Причерноморья, но и стал фактически центром классической археологии на юге России. Только для него было построено на средства казны здание в античном стиле – копия храма Гефеста в Афинах – на склоне горы Митридат, вблизи бывшего акрополя Пантикапея.

«Русская Помпея» – так тогда называли Керчь.

В этот период были проведены широкомасштабные археологические исследования, прежде всего – на Керченском полуострове и Тамани, давшие замечательные находки. Все ценные находки сразу отправлялись в Императорский Эрмитаж. В Керченском музее оставались дублетные, а также хрупкие и очень крупные, громоздкие предметы. Число находок античного времени, обнаруженных при Ашике, было довольно значительным. С его именем связано открытие на окраине поселка Аджимушкай в феврале 1837 года великолепного склепа Царского кургана. В тот же год на Глинище археолог раскопал гробницу с золотой маской, украшающей ныне Золотую кладовую Эрмитажа.

В 1848–1849 гг. им была издана история древнего государства – «Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами» – первая попытка осмыслить накопленный к тому времени материал. Учётом памятников археологии в первой половине XIX века занимались статистические комитеты Министерства внутренних дел Российской империи.

Первые методические правила и наставления по раскопкам курганов и открытии древностей были разработаны в 1843 и 1851 гг. Одесским обществом истории и древностей (ООИД) по поручению генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии графа М.С. Воронцова и во втором случае уже принимались по согласованию с Комиссией для расследования древностей, созданной в 1850 г. министром внутренних дел графом Л.А. Перовским. Разработанный им, в свою очередь, методический документ «Дополнительные правила для производства археологических разрытий в г. Керчи и его окрестностях», направленный на спасение от разграбления при раскопках исторического наследия, был утвержден императором Николаем I и стал основой для полевых археологических работ на юге России.

Понимание этих работ как дела не только научного, но и государственного значения сыграло основную роль в появлении Императорской Археологической комиссии (ИАК), которая была основана 2 февраля 1859 г. по представлению графа С.Г. Строганова. Комиссия была учреждена для принятия организационных мер со стороны правительства к охране памятников древности и к предупреждению их расхищения. Ко времени основания Археологической комиссии все бессистемные раскопки, направленные, в основном, на поиски высокохудожественных предметов, закончились с приходом в 1853 году на пост директора Керченского музея А. Е. Люценко. Но оккупация города в 1855-1856 гг. англо-франко-турецкими войсками во время Крымской войны перечеркнула и поступательное развитие города, и археологические исследования.

Керченский музей древностей, уже подчинявшийся с 1853 г. Министерству Императорского двора и уделов, с 1859 г. единственный из числа подобных учреждений империи поступает в заведование Императорской Археологической комиссии, конечно, не случайно. Как уже отмечалось, он служил поставщиком наиболее ценных археологических находок, обнаруживаемых на протяжении нескольких десятилетий на территории бывшего Боспорского царства, в Императорский Эрмитаж. Комиссия считала этот регион и в целом Северное Причерноморье перспективным для дальнейших поисков с целью пополнения эрмитажного собрания античных древностей. Керчь, к тому же, могла стать площадкой для реализации планов комиссии в решении проблем охраны памятников археологии.

Ежегодная правительственная субсидия для Императорской Археологической комиссии в первое время выражалась цифрою 17764 рублей, из которых 10000 рублей назначались на раскопки, а остальные 7764 рублей на жалованье членов и служащих в комиссии и Керченском музее. Впоследствии эта субсидия была увеличена до 30–35 тысяч рублей. На выделенные средства директор Керченского музея А.Е. Люценко продолжил обширные и систематические раскопки на Керченском полуострове и Тамани, в частности боспорских курганных некрополей. Именно Люценко впервые поставил на научную основу процесс раскопок курганов и внёс в практику съёмку планов раскапываемых курганов, а его отчёты отличались подробностью и основательностью.

Керченский музей древностей и доступные для осмотра объекты античной истории на территории Керченского полуострова, как и прежде, интересовали русское общество. Знакомились с ними и представители царской семьи. Результатом посещения в 1863 году знаменитого Царского кургана цесаревичем Николаем Александровичем стала его реставрация в 1865–1866 гг. и превращение в экскурсионный объект. Сделано это было на средства Археологической комиссии и под контролем директора музея. В 1871 г. был также отреставрирован и открыт для посещения раскопанный в 1858 г. А.Е. Люценко Мелек-Чесменский курган. Этот проект реализовало Одесское общество истории и древностей, в ведение которого он поступил, и год спустя получившее по воле Александра II, «в воздаяние заслуг, оказанных отечественной науке», наименование Императорского. Оба объекта в Керчи превратились со временем в своеобразные музеи с большими комплексами лапидарных и в т.ч. эпиграфических памятников.

Последнее десятилетие XIX века в истории музея и комиссии связаны с именем К. Е. Думберга, кандидата наук, историка, археолога и нумизмата, зачисленного на должность директора в результате настоятельного обращения к графу Бобринскому и ставшего одновременно в 1891 г. членом ИАК. При тесном взаимодействии с Императорской Археологической комиссией К.Е. Думбергом были проведены в 1896–1900 гг. первые крупномасштабные раскопки городища Пантикапея на северном склоне горы Митридат и некрополя, сделаны попытки составления археологической карты Пантикапея, определены направления научно-просветительской работы музея.

«Раскоп Думберга» после строительства домика смотрителя был превращён в музей под открытым небом. В этот период, благодаря посредничеству Керченского музея древностей в Императорской Археологической комиссии, была организована выставка частной коллекции керченского коллекционера А.В. Новикова. Часть коллекции после выставки была приобретена Императорским Эрмитажем.

Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался широкомасштабными раскопками античных некрополей на территории Керченского и Таманского полуострова. Продолжая исследование античных памятников, директор Керченского музея В.В. Шкорпил вёл энергичную борьбу с грабительскими раскопками. На горе Митридат Шкорпилом было открыто множество катакомб, часть из которых украшены фресками или рельефами. Количество раскопанных им объектов, найденных и приобретённых вещей, написанных отчётов и научных публикаций просто восхищает, а трудолюбие и профессионализм археолога вызывают глубокое уважение.

Начиная со средины 1900-х гг., археологическая деятельность В.В. Шкорпила позволила не только продолжить комплектование фондов Эрмитажа, увеличить коллекции Керченского музея. На средства Императорской археологической комиссии, для сохранения памятников были приобретены у частных владельцев уникальные памятники погребальной архитектуры: склеп 1891 года, «склеп Деметры» (оба памятника ныне входят в состав Восточно-Крымского музея-заповедника), а также двойной склеп 1873 года, т.н. «Склеп Сабазиастов».

Так, благодаря Императорской Археологической комиссии, в Керчи начал формироваться своеобразный историко-культурный музей-заповедник, в состав которого, кроме Музея древностей, вошли памятники погребальной архитектуры и античные городища, что заметно отличало Керчь от других городов Крыма и всего Юга России. Вхождение в состав Императорской Археологической комиссии позволило иметь во главе руководства Керченского музея древностей высококвалифицированные кадры, приглашать на работу не только местных музейных работников, но и специалистов из научных центров империи, вести масштабные раскопки на территории бывшего Боспора.

Созданием Императорской Археологической комиссией было положено начало новому этапу в истории исследования античных древностей Юга России, разработке методики научных исследований античных памятников. Несомненно, Керченский музей древностей смог состояться как известное в научном мире учреждение благодаря Императорской Археологической комиссии. Именно она финансировала и направляла его деятельность в области археологических исследований, восстановлении и охране памятников древности, участвовала силами членов ИАК в его работе и популяризации результатов изысканий в своих научных трудах.

Многолетнее взаимодействие Императорской Археологической комиссии и Керченского музея древностей позволило не только упорядочить археологические исследования в Керчи и на Керченском полуострове, осуществить комплексное музейное строительство в городе, а и сохранить, по возможности, бесценные памятники античной истории Боспора.

В целом, период пребывания музея в составе комиссии – очень интересная, наполненная важными открытиями и ценными находками, известными именами и событиями страница истории старейшего музейного учреждения России – Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. В рамках виртуальной выставки представлены документы, фотографии, рассказывающие о периоде нахождения музея в составе Императорской Археологической комиссии, из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Материал: ВКИКМЗ.

Источник: http://kerch.com.ru/articleview.aspx?id=90937
© KERCH.COM.RU

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика