Маленькая народность — Крымчаки

Крымчаки, по определению БСЭ (издания 1973 г.),— «малочисленная народность…», которая, «по-видимому, сформировалась на основе древнего местного населения…»
Ученый-антрополог В. Д. Дьяченко пишет: «Этногенез крымчаков не выяснен. Сформировались они, очевидно, на базе местного населения, которое приняло иудейскую религию, с позднейшим смешением, вероятно, хазарского, еврейского, итальянского и частью татарского элемента…»
Крымчаки утверждают, что принадлежат к самостоятельной народности. Иудаизм ортодоксального толка, исповедовавшийся крымчаками в прошлом, зачастую приводил многих исследователей к свободному толкованию этноса и конфессии (вероисповедования). Однако общеизвестно, чта этнос и религиозная принадлежность зачастую не совпадают.
Крымчаки, согласно камеральному описанию Крыма 1783 г., жили компактно в Карасубазаре, а также в Кефе (Феодосия), Мангупе (средневековое городище в юго-западной части Крыма), Эски-Крыме (Старый Крым), Бахчисарае, отдельными семьями в городах Темрюк и Тамань. Их общая численность в тот период не превышала 800 человек.

Впервые термин «крымчак» появился в официальных документах царской России в 1859 г. Новороссийский генерал-губернатор Воронцов, представляя некоторые материалы о крымчаках министру внутренних дел, указывал: место их пребывания — г. Карасубазар, одно из основных занятий — садоводство, ремесла — шапочное, кожевенное; язык — наречие татарского языка (т. е. крымчакский, отличающийся от крымскотатарского и караимского своими лексическими и фонетическими особенностями), в письме пользуются древнееврейским шрифтом.

Время появления крымчаков в Крыму некоторые ученые относят обычно к VI—IX вв. н. э., хотя имеются данные об иудейских монумиссиях (Надписях на камнях) первого и последующих веков в Пантикапее, Кафе, Сугдее, Партените… IX век косвенно подтверждается рукописным молитвенником, бережно сохранявшимся крымчаками, с датой написания или приобретения — 847 г. В 1930 г. молитвенник был передан научному сотруднику Азиатского музея АН СССР в Ленинграде В. Л. Дашевскому.

В настоящее время эта рукопись с библейским квадратным шрифтом на специально выделанной телячьей коже с одной деревянной крышкой является древнейшим рукописным памятником, хранящимся в России, и находится в рукописном отделе библиотеки Института востоковедения России в Санкт-Петербурге. Согласно переписи 1897 г., впервые зафиксировавшей крымчаков как отдельную этническую общность, их было 3466 человек. В основном они проживали на территории Таврической губернии в городах Симферополе (здесь даже был пер. Крымчакский, просуществовавший до 1944 г., ныне это пер. Восточный), Феодосии, Керчи и некоторых других.

Поэт Илья Сельвинский

Илья Сельвинский, поэт, крымчак

В 1913 г. силами крымчакской общественности была проведена общинная перепись. По данным этой переписи, в 19 городах Крыма и Кавказа проживало 5288 человек. В не охваченных переписью 14 населенных пунктах, в том числе и в Симферополе, проживало еще 2500 человек. Общее число крымчаков приближалось к 8 тыс. человек.
Фамилии крымчаков специфичны и лишь за редким исключением встречаются у некоторых Других народностей (таты Кавказа, караимы, гагаузы и др.). Более 30% фамилий отражают профессии, ремесла (Атар — аптекарь, Колпакчи -шапочник), физический облик (Косе — безбородый, Чубор — рябой), этническую принадлежность (Гурджи — грузин), а также места проживания в прошлом (Мангупли — из Мангупа, Суружии — из Сурожа).
Имена крымчаков мужчин, как правило, библейские, у женщин часто встречаются персидские (Гули, Гулюш), арабские (Мелек, Дунья), болгарские (Пырва), латинские (Виктория, Дона) и другие. В настоящее время детям даются, как правило, русские имена.

Небольшое количество фамилий (около 120) и имен привело крымчаков к необходимости давать прозвища (лагъап), и, надо признать, они в этом преуспели, так как широко ими пользовались в быту. Прозвища стали неотъемлемой частью почти каждой крымчакской семьи и очень точно характеризовали человека. Вот некоторые из них: Ара-баджи Мнемакай — дядя Мнэм извозчик; Амамджи Стерапай — тетя Стера банщица; Балыхчи Нисим — Анисим рыбник; Къокъов Сах — Исаак заика и другие. До сегодняшнего дня крымчаки старшего поколения благодаря прозвищам быстро и точно определяют родственные связи.

Революция произвела коренной перелом в жизни крымчаков. Активно включившись в строительство новой жизни, крымчаки организовывали ликбезы, клубы, женотделы, молодежные организации. В городах создавались культурно-просветительные общества крымчаков.

Крымчаки, по материалам переписи 1897 г., были самой малограмотной народностью. Лишь 35% мужчин знали русскую грамоту, среди женщин этот процент был еще ниже -10. По данным Всесоюзной переписи 1926 г., в СССР проживало 6383 крымчака. После переписи впервые в паспортах стали указывать национальность: крымчак, крымчачка.

Нападение фашистской Германии на СССР принесло неисчислимые бедствия всем народам. Особенно пострадали те, которые проживали на временно оккупированных фашистами территориях. Расистская политика гитлеровской Германии, геноцид по отношению к целым народам особенно отразились на крымчаках и некоторых других национальных меньшинствах, проживавших в Крыму.

Крымчаков Симферополя, предварительно переписанных якобы для отправки на работу в Молдавию, расстреляли 11 — 13 декабря 1941 г. в балке Дубки на 10-м километре шоссе Симферополь—Феодосия. Но остались чудом уцелевшие свидетели этой варварской акции (Р. Гурджи и некоторые другие). Они и рассказали о гибели своих соплеменников после освобождения Крыма в 1944 г.

К 1959 г., т. е. первой послевоенной переписи населения СССР, крымчаков насчитывалось около 1500 человек. Но количество это не соответствовало действительности, так как после войны крымчакам паспорта с указанием их национальности не выдавали, а в основном писали: еврей, караим, грузин…

Эта несправедливость была устранена только после 1965 г., когда Крымский облисполком вынес решение о замене паспортов крымчакам при наличии у них документов, подтверждающих принадлежность к этой национальности. Однако не все смогли представить такие документы, многие из них после войны не сохранились. Поэтому нередко в паспортах крымчаков оставались ранее записанные национальности.

Переписи последних лет численность крымчаков, проживающих в разных районах страны, фиксировали, но, как правило, статистических данных не публиковали. Поэтому сложно ответить на вопрос о количестве крымчаков в настоящее время. По приблизительным, неофициальным подсчетам, их численность колеблется от 2,5 до 3,5 тыс. человек. Они выбрали для проживания небольшими группами частный сектор в Севастополе, Симферополе, Керчи, Феодосии, Евпатории, а также за пределами Крыма.
Жестокое истребление народности в годы воины процесс ассимиляции (в послевоенное время более 60% браков были смешанными) привели к размыванию этноса, утрате родного языка, к ослаблению национального самосознания.

Материалы по теме: Караимы и крымчаки: живые идентичности исчезнувших этносов

И все же хочется верить, что эта маленькая народность, прошедшая сквозь века, не исчезнет, сумеет сохранить себя…

Метки:


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/pantikapei.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Отзывов (6) на «Маленькая народность — Крымчаки»

  1. Леонид Измерли:

    Рассказывается о представителях древнего населения Крыма и Тамани народности, получившей имя в российской традиции «крымчаки», прикладывается рисунок европейского художника с изображением группы караимских юношей. Крымчаки имеют своих юношей и девушек красивых!

  2. admin:

    Присылайте, опубликуем!

  3. Леонид Измерли:

    Пишут: » крымчаки были самым малограмотным народом . . .в 1897 году только 35% знали русский . . .». Однако могли свободно читать Маймонида в подлиннике и использовали «Шрифт Роше» строго по назначению. Рукописи, сохраненные в Карасубазарской генизе, являются наиболее древним и полным собранием документов на территории России. Можно — ли назвать человека малограмотным, если он относится к книге как к святости?

  4. Леонид Измерли:

    В настоящее время конфессия крымчаков: иудаизм ортодоксального толка. Мы пришли к этой идеологии используя знания и опыт своей жизни, уверенные в правильности своей исторической миссии.

  5. admin:

    Эта статья из книги времен СССР. Если у вас есть что добавить, и свой взгляд на эту тему, присылайте материалы, опубликуем.

  6. Борис Казаченко:

    Трудно не согласиться с обоснованными замечаниями и справедливой оценкой Леонида Измерли. Тема статьи безусловно злободневна. Статья = информативна.
    Полагаю, что крымчаков, для начала, следовало бы занести в «Красную книгу народов», возможно России или Украины (как бывшей окраины российской империи) и параллельно помогать, помогать им гуманитарно — сохранять себя, напр., в культуре … письменной, изобразительной, устной, музыкальной …
    Кстати, на приведенной фотографии изображена одна из солисток детского крымчакского ансамбля «Рувшан» (руководитель Татьяна Садовская). Однако, ни этот самодеятельный коллектив, ни ее руководитель, ни очаровательная солистка ансамбля никакого отношения к крымчакам не имеют. Просто они, как временный танцевальный коллектив, исполняют танцы народов мира, в том числе и танцы коренных народов Крыма: крымчаков, караимов, евреев, армян, итальянцев, татар …
    Поэтому в данном случае, судя по национальной одежде солистки, = фотограф, по-видимому, удачно запечатлел исполнение танца крымских татар (т.е. крымцев, а вовсе не крымчаков).
    Но в целом создателям сайта следует выразить благодарность за привлечение внимания к данной этнической группе, этногенез которой до конца все еще не изучен

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика