Во второй половине 17 века патриарх Никон провел церковную реформу, целью которой было сближение Русской Церкви и Константинопольской. Были изменены некоторые богослужебные традиции и это привело к расколу Русской Церкви. Не все православные приняли реформы и образовалось старообрядчество, которые хотели сохранить древние ритуалы, традиции и обряды.
Последователей прежних традиций подвергали гонениям и называли «раскольниками», и только в 20 веке в России ситуация немного смягчилась. После церковной реформы старообрядцы были вынуждены менять место жительства, уходя в малонаселенные, пустынные края Поволжья, Урала, Сибири, Дона.
В 19 веке старообрядцы появились и в Крыму. Из-за гонений официальной церкви и государства они поселились вдали от города, на берегу моря. Пейзаж местности и сегодня почти такой же: пологие холмы, рыжеватая почва, которая редко орошается дождями, мелкое Азовское море. Для старообрядцев этот край стал самым лучшим местом на свете, тихой гаванью, вдали от городской суеты.
Мужчины и женщины построили свой мирок на берегу моря, мирно соседствуя с татарами — жителями деревушки Мамат, которая располагалась неподалеку. По словам старожилов, можно предположить, что поселенцы прежде испросили разрешения у местных жителей поселиться рядом. Старообрядцы, прибывшие с Поволжья не случайно выбрали побережье Азовского моря для основания своего села, ведь и раньше они жили в основном рыболовством. На новом месте, поселенцы также занялись хорошо известным ремеслом, которое кормило все село.
Наличие огромных площадей земли не приносило старообрядцам никакой пользы, здесь не было источников пресной воды, поэтому поля не распахивались и огорода у дома не держали. Название села Русская Мама по одной из версий произошло от наименования соседнего татарского поселения — Мамат. В ведомостях о казенных волостях за 1829 год село уже записано как Мама, для отличия двух населенных пунктов позже добавили определяющие Мама Русская и Мама Татарская.
Первые поселенцы на крымском берегу перво-наперво построили баню. По верованиям жить старались в чистоте, только после этого появились первые домики. Аскетичные образ жизни наложил отпечаток на всю деревушку, домишки были маленькие, состояли из одной комнаты, которая делилась на части с помощью ширм и занавесок. Постройки напоминали небольшие полуземлянки с крышей из камыша.
Жили старообрядцы дружно, несмотря на скромные размеры жилья места хватало большим семьям, во многих было по семь — десять детей. Жили они бедно, но не жаловались, основной доход приносила торговля рыбой с жителями села Кез, которое располагалось неподалеку. На вырученные средства покупали ткани, овощи, хозяйственные мелочи, продукты.
В 1913 году в селе был построен храм, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, где дьякон проводил службы и молебны. Во времена Второй мировой войны храм сильно пострадал, лишился крыши, которую пустили на строительство военного блиндажа. Советская власть из церковного здания сделала сельский клуб. Одна из верующих успела частично спасти церковную утварь, которую хранила в своем доме, а после войны вернула в храм. Но и эти сокровища не долго прослужили в церкви, были украдены и не найдены до сих пор.
Жизнь в селе Русская Мама была тихой и размеренной, тут не было городских соблазнов, алкоголя, табака, может поэтому многие жители села были долгожителями. Старушки часто дотягивали до столетнего юбилея, мужчинам это удавалось реже, ведь работа у них была сложная и опасная. Нередко рыбаки пропадали в морской пучине. Община жила замкнуто, даже браки здесь совершались «среди своих». Замуж выдавали рано, девочки в 14-15 лет становились уже мамами.
В деревушке даже была своя школа, а таким могла похвастаться не каждая деревня в Крыму. Старообрядцы изучали чтение, счет, письмо, это пожалуй даже больше, чем необходимо в их традиционном ремесле — рыбалке. Небольшое население затерянной на Азовском берегу деревушки сохранило исконно русскую культуру, они продолжали креститься двуперстием (в официальной церкви — трехперстное), свято почитали традиционные церковные правила. Старообрядцы создавали в своих домах Красный угол, с трисоставным восьмиконечным крестом. По древнерусскому верованию именно такая форма креста считается совершенной (четырехконечный крест был заимствован патриархом Никоном из латинской церкви). Нательные крестики староверы носят согласно возрасту и полу: у мужчин более прямые, у женщин — выпуклые и имеют форму Вифлеемской звезды, дети носят маленькие крестики. В домах у старообрядцев положено было иметь поминальные книги.
В 1948 году село Мама Русская было переименовано в поселок Курортное. Это единственное место в Крыму, где до сих пор живут старообрядцы. Местные старушки сами проводят службы, следят за храмом. Потомки тех, кто когда-то перебрался сюда из Поволжья сетуют, что уже забылись многие старинные песни и ритуалы. Молодежь покидает село в поисках лучшей жизни, а число староверов постепенно уменьшается.
Статьи по теме:
Поселок Курортное, вдали от цивилизации
История грязелечения на озере Чокрак
Пешее паломничество в Крыму проводит паломническая служба «Готия».
μ@
Похожие статьи
Метки: "Крым", Мама Русская, поселок Курортное, старообрядцы, Церковь
Здравствуйте! А как найти старообрядческую церковь в пос. Курортное? Мы старообрядцы, поскольку отдыхать едем в Крым хотелось бы посетить воскресную службу в данной церкви.
Поселок небольшой можно весь обойти за 20 минут, церковь в центре, любой местный житель вас направит. Сейчас добавлю карту
Доброго вам здоровья.меня зовут Владимиром я хочу по креститься как это можно сделать и когда это возможно?
История Крыма во времена Сарматов — https://www.istmira.com/novosti-istorii/12045-plemena-sarmatov-istoriya-byt-i-kultura-voennoe-delo.html