Студенты

fig_6

В 1755 году в Москве был учрежден первый классический российский университет. Город для основания высшего учебного заведения был выбран за «великое число в ней (Москве) живущих дворян и разночинцев», центральное территориально положение в стране, доступность для приезжих. Возрастающее число желающих получить образование требовало увеличения количества учебных заведений. До основания государственных университетов начальное и высшее образование можно было получить в церковных школах и академиях.

Поступали в университет на основании заявления. Теоретически для зачисления в студенты достаточно было аттестата зрелости — свидетельства об окончании гимназии. При поступлении в университет обязательно требовалось знание латинского языка. Сложнее было выпускникам реальных училищ, коммерческих, кадетских корпусов, где не преподавали латынь. Стать студентом им можно было только после сдачи экзамена за весь гимназический курс латыни. Поэтому число абитуриентов-негимназистов едва дотягивало до 10-15% от общего числа студентов.

39 Мужская гимназия

В реальности разница между желающими поступить в университет и количеством мест в оных заведениях сильно разнилось — гимназии росли как грибы, а университеты не увеличивали штат профессоров. Государство пыталось регулировать кому и куда поступать — прикрепляя выпускников к конкретному учебному округу, но многие стремились в столицу и крупные города, ведь там больше шансов устроить карьеру. Иногда поступивших, но «непоместившихся» студентов просили перевестись в другой университет или начать учебу на следующий год. Устроить конкурсную систему не выходило, а бюрократические барьеры прорывались рекомендациями, знакомствами и родственными связями.

SPB_001945

Обучение в университете было платным, каждый студент должен был оплатить полугодие и гонорар преподавателю. Отдельно оплачивались финальные экзамены. Крупные университеты половину своего бюджета получали из казны — платили профессорам, персоналу, содержали здания. Некоторые студенты из бедных могли рассчитывать на бесплатное обучение за счет университета. Еще 15% студентов получали казенные и частные стипендии, которые по своему размеру превышали стоимость обучения.

Среди преподавательского состава разделяли штатных и младших. Первые получали значительное жалование, за 30 лет службы становились заслуженными. От них требовали около 6 лекционных часов в неделю, что было не так уж много. Младшие преподаватели назывались приват-доцентами. Служа в университете они не получали фиксированной зарплаты, не выслуживали чина. Заработать приват-доцентом много не получалось, поэтому они устраивались одновременно в несколько учебных заведений. Перейти из приват-доцента в профессора удавалось немногим за счет огромного количества младших преподавателей и ограниченного — штатных.

Screenshot_1

В университетах было два главных направления — юридическое и медицинское. С врачами понятно — они получали профессию и находили себя в дальнейшей карьере. А вот юридический диплом часто использовался для карьеры чиновником. Историко-филологический факультет можно назвать обще гуманитарным, а физико-математический — естественнонаучным. Оба эти факультета ковали кадры для средних учебных заведений и также чиновничьего дела.

Большинство студентов планировало после окончания обучения получить работу на государственной службе. В то время даже учителя частных средних учебных заведений имели права чиновников. Но и уйти в частники диплом им не мешал, несмотря на то, что дипломы технических и коммерческих ВУЗов ценились выше. В этом разрезе общие студенческие настроения, антиправительственные стачки выглядят несколько нелогично.

Screenshot_2

В императорских университетах процесс обучения сильно отличался от привычного нам сегодня. Тогда не было учебных групп и разделения на курсы. На бумаге полугодия и курсы обозначались, но требования к студентам на первом курсе слушать лекции исключительно первого курса не было. Перед учебным годом студенты записывались на лекции, некоторые из них были обязательными, другие рекомендуемыми. В условиях переполненных университетов подавать материал и регулярно проверять студентов на знание предмета было практически невозможно. Подобие современных семинаров проводились на малолюдных факультетах. Основной учебной литературой были литографированные конспекты.

Screenshot_3

Контролировать посещаемость студентов не бралась даже администрация университета, поэтому многие студенты получали образование практически заочно. Но как-то контролировать усвоение материала все же было необходимо. Поэтому существовала система зачетов и проверочных испытаний. Зачеты проводили по материалу полугодия, учитывая количество студентов и их самостоятельное решение когда и какие лекции посещать, их сдавали в разное время. Проверочные испытания преподаватели могли устраивать на собственное усмотрение. На небольших факультетах они были схожи с современными зачетами, на многолюдных преподаватели либо ставили всем подряд, либо тем, чье лицо запомнили на лекциях.

p022_1

Вообще студенты учились 4 года, исключение врачи — 5 лет. Обучающиеся имели право растянуть обучение до 7 и более лет. Каждый семестр оплачивался отдельно, пропускать разрешалось до 3 семестров подряд или до 5 семестров за весь срок обучения. Университет не имел права отчислять студента, даже если он не платил на протяжении трех семестров.

Screenshot_4

К выпускным экзаменам допускались студенты, которые набрали восемь зачтенных полугодий. Из оценок можно было получить неудовлетворительно, удовлетворительно и весьма удовлетворительно. Для диплома I степени требовалось получить не меньше половины «весьма» и сдать письменную работу. Остальные получали диплом II степени, что никак не сказывалось на дальнейшей жизни и карьере (как и сегодня красные и синие дипломы).

Обучение в университете занимало 6 дней в неделю, каникулы продолжались с 20 декабря по 15 января и с 30 мая по 20 августа. Из учебного процесса можно вычесть экзаменационное время и праздничные дни — в общем получалось около 20 полных недель за календарный год.

https://pikabu.ru/story/kak_byil_ustroen_dorevolyutsionnyiy_universitet_chast_i_5106020
https://pikabu.ru/story/kak_byil_ustroen_dorevolyutsionnyiy_universitet_chast_ii_5122134
https://www.culture.ru/materials/255365/istoriya-moskovskogo-universiteta


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u1372913/data/www/pantikapei.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Ваш отзыв

Вы не робот? * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика