Художник. Николай Иванович Ксандопуло (1908 – 1986)

Художник. Николай Иванович Ксандопуло (1908 – 1986)Родился Николай Иванович Ксандопуло в 1908 году, служил офицером, воевал, значит, и рисовать начал только после выхода в отставку, когда пристроился, как обычно офицеры-отставники, на спокойную «конторскую» должность на Камыш-бурунском железорудном комбинате. Вся жизнь этого удивительного человека была связана с Керчью: в этом городе он родился, начал трудовую деятельность, здесь создалась семья и родилась единственная дочь Лиля, отсюда он ушел на войну, и возвратившись, возрождал родной город и становился художником.

В 1975-м, в Керчи, при городском Доме, культуры была создана народная изостудия «Радуга», которую возглавил Владимир Бажанов. Николай Иванович Ксандопуло был в числе первых, кто вошел в это объединение, помогал решать организационные вопросы благодаря своему настойчивому характеру и офицерской закалке, активно участвовал в выставках, а они тогда проводились регулярно и порой не по разу в год.

«Радуга» объединила в основном самодеятельных художников, хотя такое определение чисто условное: просто иные члены студии не работали художниками и денег за творческую работу не получали, а другие не имели специальной профессиональной подготовки, учились сами, слушая голос своей души, любя искусство, глядя на других. Работы таких художников составляют так называемое наивное направление в живописи и давно завоевали признание.

Однако творчество И. И. Ксандопуло к этому течению хотелось бы относить лишь по сугубо формальным признакам владения техникой живописи. Что же касается тематики его работ, их идейной наполненности и психологического напряжения, композиционного чутья прирожденного художника и чувствования колорита, то здесь он порой поднимается до уровня профессионального мастера с хорошей академической выучкой. И еще, что его отличает, это — какой-то глобальный историзм художественного мышления, порой даже кажется — до провидческих озарений. Недаром он выбирал темой своих работ наиболее драматические события керченской истории, особенно античного, пантикапейского периода, повинуясь, видимо, неслышному зову крови своих предков-греков. И словно бы не удовлетворяясь запечатленным на полотне историческим, моментом; а может быть, пытаясь довести его до некоторого философского обобщения, он нарочито или неосознанно подписывает свои картины иногда длинными детальными названиями: «Пушкин на руинах Пантикапея. Времени подвластно все», «Английская эскадра у берегов Керчи в период Крымской войны», «На реке Пантикапа. Рождение города Пантикапея», «Смерть царя. Митридата VI Евпатора в 63 году до и. э.», «Князь Глеб в Корчеве», «Первые шаги на Черном море. Петр с кораблями в Керченском проливе».

Первые шаги на Черном море. Петр с кораблями в Керченском проливе

Первые шаги на Черном море. Петр с кораблями в Керченском проливе

К сожалению, очень мало судьба и жизнь отвела художнику годов для творчества и многое он, вероятно, не успел воплотить, и на выставке тоже были представлены не все его работы, всего тринадцать картин. Но и они создают полную картину того, что для города творчество Н. И. Ксандопуло, или теперь уже его творческое наследие — явление уникальное и бесценное, имеющее отныне тоже свое место в многовековой культуре Керчи. По крайней мере, никто из керченских живших художников и ныне живущих не брался за разработку таких исторических и сложных тем, относящихся к античному и средневековому периодам, к веку 18 и веку прошлому. Умер он в 1986 году. Перед тем тяжело болел, парализовало правую руку и последнюю свою картину он пытался, писать левой.

Мысленно представляя его судьбу, глядя на сходные судьбы одаренных Богом людей, всегда задумаешься о несовершенстве нашего жизненного устройства, привередливости случая и жестокости социальных условий, не дающих полного развития природным талантам; думаешь и о простом человеческом равнодушии… Только единицы из общей массы без шуму и суеты вокруг себя, без привлечения «иностранного капитала», что-то делают, творят, радуют остальных, вносят свою лепту в общую копилку культуры, как это делал благодарно наш земляк-художник.

И тоже только единицы способны вовремя оценить эту скромную несуетливую работу, помочь, поддержать, собрать, сохранить, а потом открыть людям, как это сделали главные организаторы выставки — председатель Керченского греческого культурно-просветительского общества Б. И. Бабич, заведующая Керченской картинной галереей Л. М. Лазенкова, руководитель народной городской изостудии «Радуга» В. И. Бажанов.

Известно около 50 холстов художника, четырнадцать из которых находятся в картинной галерее Керченского государственного историко-культурного заповедника.

Пушкин на руинах Пантикапея. Времени подвластно все

Пушкин на руинах Пантикапея. Времени подвластно все

Смерть царя Митридата VI Евпатора

Смерть царя Митридата VI Евпатора

На снимках: «Пушкин на руинах Пантикапея. Времени подвластно все», «Смерть царя Митридата VI Евпатора», «Встреча, Сегодня нашей конницей взята Керчь» (картина посвящена освобождению Керчи в ноябре 1920 г. войсками Фрунзе и вероятно, погибла).

 Н. Сизоненко.   Газета «Керченский рабочий», 14 сентября 1994

Необычный, зрелищный и веселый праздничный лазерный тир украсит любое торжество (может быть установлен в любом помещении).

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика