Каменная пещера

Мы заметили верхушку торчащего из земли камня; удалив с него землю, мы наткнулись на вырубленное в камне углубление размером десять на пять футов. Следуя вдоль него, мы увидели нечто, похожее на кушетку, состоящую из двух сложенных камней, с возвышением, на которое можно было положить голову.

По сторонам и позади этого сиденья были заметны небольшие углубления, несомненно вырубленные в камне для того, чтобы ставить огни или жечь благовония. На глубине двенадцати футов мы наткнулись на человеческие останки, и в течение последующих пяти дней рабочие не выносили оттуда ничего, кроме человеческих костей. Трудно сказать, на какой глубине закончились бы подобные находки, потому что мы прекратили здесь свои исследования. Вид этих костей свидетельствовал, что люди были захоронены здесь одновременно, возможно, после какого-то крупного сражения, так как на многих черепах и длинных костях очевидны трещины и повреждения. По отметкам на камнях можно предположить, что здесь имело место собрание или празднество, вероятно, в память о произошедшем событии.

Недалеко от этого места мы обнаружили фрагменты подземного водовода, по которому вода текла к Акрополю. Труба состояла из двух сложенных вместе вогнутых керамических частей. Мы сохранили одну из них со штампом из греческих букв (оттиск прилагается).

На глубине от восьми до двенадцати футов ниже поверхности земли открылся целый ряд каменных гробниц. (Смотрите фронтиспис.) Крышка и боковины состояли из двух-трех плит из песчаника толщиной около четырех дюймов; плиты, которые формировали дно гробниц, были значительно толще.

Обычно найденные из обожженной глины амфоры были раздавлены верхними слоями земли и на них имелся один из следующих мистических символов.

Иногда символы находили у изголовья гробниц, на некоторых из них сверху стояли погребальные лампы.

В каждой каменной гробнице лежали кости только одного человека, украшений же внутри почти не было. Иногда можно было обнаружить останки в одном месте, а реликвии в другом. Однажды мы нашли место, где в непосредственной близости друг от друга стояли пять гробниц. Ни рядом, ни внутри не было, ни украшений, ни реликвий. Но в смежном помещении люди майора Кемпбела из 71-го полка Ее Величества, собиравшие экспонаты для Военного Музея, увидели большую расписную вазу из неглазурованной глины, и пять стоявших одна внутри другой стеклянных чаш в специально приготовленном для них аккуратном земляном углублении. Без сомнения, амфоры в гробницах содержали вино, так как винные осадки и шлаки до сих пор коркой покрывают внутреннюю поверхность и собрались толстым слоем на дне после высыхания жидкости.

Г-н Стоддарт в своем достойном труде, опубликованным в «Вопросах Королевского общества литературы» пишет: «…сосуды, от которых отвалились эти ручкиатв были сделаны не в Афинах, как предполагалось ранее, а скорее всего, импортировались в процессе торговли с  Книда, Родоса, Фасоса, и других мест, и штампы, которые мы на них видим содержат имена не изготовителей, а эпонимов и других должностных лиц» Ссылаясь на появление ручек с надписями в русских черноморских провинциях, г-н Стоддарт отмечает: «За последние полвека выяснилось, что территории, на которых располагались греческие города на побережье Крыма и соседних регионов, покрыты разбитой керамикой, но иногда попадаются и целые вазы. Часто находят остродонные диоты, использовавшиеся для торговли, в некоторых случаях с надписями – штампами; они обнаружены в Пантикалее, Фанагории, Тире, расположенной в Днестровской бухте, Ольвии и далее вплоть до Таганрога: на многих из этих ручек присутствует оттиск цветка, похожего на лотос, такой же, который постоянно изображен на деньгах из Родоса». Г-н Стоддарт указывает далее, что вазы, помеченные таким образом, предназначались для вина и других жидкостей, импортировавшихся из из Родоса, и что масло до недавнего времени ввозилось из Константинополя в амфорах, изготовленных в Греции, и что на этих амфорах указывалось имя мастера и астенома.

Оттиски символов и надписей на ручках амфор, обнаруженных нами во время раскопок, показаны на X и XI иллюстрациях. Многие из этих сосудов могут быть изготовлены местными мастерами; во всех надписях использованы греческие буквы. Большое число таких находок может привести к более значительным результатам, и позволят определить подлинные шаблоны, диалекты, эмблемы и особенно имена людей и названия месяцев. Если на одной находке имеется два имени, то  одно из них принадлежит главе государства, а другое является именем мастера или означает название месяца, когда изготовлена ваза.

В Пантикапее, кажется, следовали практике, принятой на Родосе и Книде, где узаконивали свои диоты так же, как узаконивали чеканку монеты, наштамповывая на них имя высшего иерарха государства тем, что считалось как бы государственной печатью.

Г-н Стоддарт заключает свою работу словами: «Говорят, что в курганах Пантикапея множество диот, и те из них, которые имеют надписи, заслуживают изучения. И когда мы читаем, что десять тысяч ваз такого типа были однажды отправлены в Синопу (второстепенный город), легко представить, сколько проштампованных ручек до сих пор скрыто в земле. Они засыпаны, их не видно, но они не уничтожены, поскольку такие фрагменты керамики почти не разрушаются.

Ручки торговых амфор (так же, как иногда черепица), проштампованные печатями греческих правителей, с их именами, иногда с названиями должно­стей и городов, были найдены в Египте — в Александрии; в Греции — в Афинах и на Керкире (о-в Корфу); во многих местах Сицилии; в Малой Азии — в Ксанти; в европейской Сарматии — в Ольвии, в Тавриде — в Пантикапее, в Херсонесе (Севастополе) и в городе, который теперь называется Керменчик возле Симферополя».

На прилагающемся оттиске видна одна из наиболее часто встречающихся надписей: слово, написанное так, как представлено на рисунке, или же его сокращенная форма.

далее… Подземный храм или погребальная камера

Метки: , ,

Комментарии закрыты.

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика