tur1

Когда в Крыму появились славяне?

Славяне в Крыму появились,  в период раннего средневековья. Шел 944 г., Византия и Киевское княжество  во главе с  князем Игорем заключили перемирие, по которому Игорь обязывался не присваивать себе власти над «Корсуньской страной» (так назывались византийские владения на Руси). Во II половине X в. русские прочно закрепились в восточном  Крыму и на полуострове Тамань . Здесь образовалось русское Тмутараканское княжество.
Важной вехой в истории русско-византийских отношений был поход великого князя киевского Владимира в Херсонес. Поход был вызван отказом византийского императора Василия II выполнить свои обязательства перед Владимиром. Поход завершился взятием русскими Херсонеса. С этим событием, относящимся к 988 или 989 г., историки связывают принятие Киевской Русью христианства. Принятие христианства имело огромное, значение для Руси, для укрепления ее политического статуса в международной жизни, для дальнейшего развития ее культуры и просвещения.

О том, что земли на Керченском полуострове принадлежали киевским князьям, говорит целый ряд письменных источников. Идриси называл Керченский пролив «устьем Русской реки» и знал в этом регионе даже город с названием «Россия» (Можно предположить, что это русский Корчев, который, по сообщению византийского источника 1169 г., какое-то время назывался «Россия»). На средневековых европейских и азиатских картах Крыма сохранилось немало названий городов, свидетельствующих о давнем и длительном пребывании на полуострове русов: «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика» (недалеко от  Евпатории) и др.
Половецкое, а затем монголо-татарское нашествие надолго отрезало Крым от Киевской Руси.
Предполагается, что в XIII в. в Херсонесе существовал русский квартал. Об этом говорит найденный в Херсонесе русский напрестольный крест с изображением русских святых Бориса и Глеба. Наличие русского церковного прихода в Херсонесе подтверждается повестью о Николае Заразском, исследованной академиком Д. С. Лихачевым. О значительной роли русских в Крыму в начале XIII в. свидетельствует и рассказ персидского автора Ибн-ал-Биби о походе турок-сельджуков против Солдайи (современный Судак), в котором сообщается, что, когда турки появились у берегов Солдайи, на помощь его жителям пришло войско, составленное из кыпчаков и русских. О пребывании русских купцов в Солдайе в XIII в. говорит и посол французского короля Рубрук, проезжавший через город в 1253 г. Наличие русских в Солдайе в XIII-XIV вв. подтверждают и находки русского креста и двух русских пряслиц, обнаруженные во время археологических раскопок. Арабские источники сообщают, что Солхат (Старый Крым) был населен в XIII в. кыпчаками, аланами и русскими
Устав Кафы 1316 г. свидетельствует о существовании русских церквей в этом древнем городе. Если в Кафе были русские церкви, то, следовательно, русские люди составляли какую-то часть постоянного населения города. Пребывание русских купцов в Кафе в 1475 г. зафиксировано русской летописью, в которой говорится: «Того же лето туркове взяша Кафу, гостей (так на Руси назывались купцы) московских много побиша». Составной частью населения Крымского ханства в течение нескольких веков являлись славянские пленники, обращенные в рабство и трудившиеся в хозяйстве татарских феодалов.
В XVIII в. по правую сторону Днепра, напротив будущего Мелитопольского уезца, были расположены слободы и куреня Запорожской Сечи. Сечь учреждала свои посты («полянки») на землях будущих Бердянского и Днепровского уездов. Следовательно, в XVIII в. на окраинных землях Крымского ханства существовали своеобразные русские, а точнее говоря, украинские поселения.

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика