tur1

Крымские амазонки

amazonki-relief
Керченский полуостров — одно из самых загадочных и таинственных мест. На протяжении сотен веков на сравнительно небольшой территории разворачивались тысячи боев, трагедий, исторически важных событий. Для археологов и ученых Керченский полуостров — это огромный музейный комплекс под открытым небом, где каждый год происходят все новые открытия.

Исследователи упорно стараются открыть все тайны древних цивилизаций, которые проживали тут тысячи лет назад. Прекрасным подспорьем для изучения прошлого являются мифы и легенды, но серьезные ученые крайне редко принимают их в качестве трактовки событий или истории народов. Но, как известно, «сказка — ложь, да в ней — намек», так и в легендах имеется свое реальное зерно, которое при желании можно достаточно правильно определить.

Одним из невероятных доказательств правдивости древних мифов является история о Трое. Никто из ученых не верил в реальное существование этого города. Только один Генрих Шлиман посвятил всего себя поиску легендарной Трои. И как известно, не напрасно потратил силы, — существование великой Трои оказалась подтвержденным фактом в античной истории. В неверии ученых древним легендам и мифам есть свои плюсы: сложно себе представить, что началось бы в научном мире, если бы все стали ссылаться на сказки.

А в античные времена ученые без задней мысли верили всем рассказам мореходов, которые возвращались из далеких странствий. Большинство таких сочинений оказывались все-таки правдивыми, правда сильно преувеличенными. Так, легендарные циклопы не были одноглазыми, кроме одного — Полифема, которого обманул Одиссей. Циклопы были племенем большеглазых людей. Кентаврами в греческих историях были представлены древние скифы — люди, которые не смыслили своего существования без лошади. Еще одни представители сказочной мифологии, которые существовали на самом деле, — амазонки. До сих пор продолжаются жаркие споры ученых об их реальном существовании.

Это обычные женщины, условия жизни которых заставили их быть мужественными и сильными. Греки давно знали о необычном народе воинственных амазонок, проживающем на берегах Понта. Более близко познакомились два античных народа под стенами Трои. В жестоких боях войска сражались так, что битвы вошли в эпосы и сказания о троянской войне. Описания этой войны ученые почерпнули из трудов Гомера, который сложил целую поэму о Трое. Более приближенно к реальности об амазонках писал античный историк Гердот. Он оставил записи о первых заселениях греками берегов Понта.

Эллины, двигавшиеся вдоль южного берега Черного моря достигли реки Фермодонт (Терме), где начиналась легендарная страна амазонок. Понятно, что встреча мужчин, жаждущих завоеваний и женщин, привыкших в бою отстаивать свою независимость не могла закончиться мирно. После целого ряда сражений грекам удалось разбить женское войско и захватить их столицу. Всю добычу, в том числе захваченных в плен женщин они поместили на свои корабли, а сами отдались празднованию. Крепкое вино и соблазнительные женщины сделали бравых бойцов слабыми и уязвимыми. Амазонки же не упустили этот шанс, они перерезали всех мужчин и отправили их за борт. Только позже они сообразили, что никто из женщин не умеет управлять кораблем, оставалось только молиться Артемиде о спасении. Как бы сказали тогда, сотни веков назад, богиня вняла мольбам своего народа.

Если же перенестись в сегодняшние времена, то ученым удалось научно обосновать, почему амазонкам удалось тогда выжить и высадиться не где-нибудь, а на берегах Азовского моря. Современные гидрографические исследования выяснили, что корабли были подхвачены местным мощным течением, которое и отнесло их через Керченский пролив в Меотиду (Азовское море). Удачно высадившись на берег амазонки принялись за осмотр местности. Поиски привели их к целому табуну лошадей, которых женщины не долго думая присвоили себе. Животные, как оказалось, принадлежали местным скифам. Они не собирались отдавать свое имущество воинствующим чужестранкам, поэтому быстро собрав отряд двинулись на них войной. Скифам удалось победить налетчиц, однако, увидев, что среди убитых противников одни женщины, они пожалели о своей горячности.

Эти женщины, сильные и мужественные могли бы пригодиться им. Скифы снарядили отряд юношей, которых отправили мириться к оставшимся в живых амазонках. Мало зная об амазонках, скифы получили от них неожиданный отказ. Воительницы посмеялись над посланниками и сказали, что они приучены воевать, а не вести хозяйство. Гордые амазонки соглашались жить с мужчинами только на своих условиях: «Если хотите, чтобы мы были вашими женами… то, придя к родителям, получите свою часть имущества и затем, когда вернетесь, будете жить сами по себе». Пары амазонок и скифов расселились за рекой Танаис (Дон). Позже это новое племя стало называться савроматами, сарматами. Жены сарматов продолжали придерживаться поведения своих праматерей-амазонок, они носили мужскую одежду, охотились верхом, участвовали в набегах и войнах. У сарматок был обязательный предсвадебный ритуал: они не имели право выйти замуж, пока не убьют трех врагов.

В трудах античного автора Псевдо-Гиппократа есть сведения о савроматках. Он утверждает, что вышедшие замуж женщины теряют право на езду верхом, но только до тех пор, пока не возникает необходимость выхода в большой военный поход. Также Псевдо-Гиппократ рассказывает, что у сарматок не было правой груди, так как, еще в детстве им на ее место прикладывали раскаленный медный предмет. Это делалось для того, чтобы вся сила и все соки переходили в правые плечо и руку.

Многие исследователи истории Боспора считают, что в сарматских племенах преобладал матриархальный уклад жизни. Археологам удалось обнаружить множество женских захоронений, в которых среди обычных женских атрибутов было и оружие.

В 1983 году на Таманском полуострове была сделана сенсационная находка, подтверждающая факт существования амазонок на этой территории. Ученые нашли каменный рельеф с изображением амазонок, который был создан из местного камня-ракушечника. На рельефе изображалось реальное событие — бой боспорских воинов с амазонками-савроматками.

1 – рука, сжимающая боевой дротик,2 – гривна, 3 – кожаный боевой пояс, 4 – отрезанные мужские головы

1 – рука, сжимающая боевой дротик,
2 – гривна, 3 – кожаный боевой пояс,
4 – отрезанные мужские головы

Рельеф большой, и к сожалению, полностью не сохранился. Тем не менее, на том, что дошло до наших дней видно часть композиции. На ней в центре находятся две фигуры: всадник-боспорец и дева-воительница, которую он схватил за волосы. В руках женщины дротик, у мужщины меч. Чуть выше этого изображение видна безжизненно повисшая рука, вокруг — кипящая битва. Также виден силуэт лошади, на шее которой висят две мужские головы (очевидно всадница вскоре выйдет замуж).

Этот рельеф украшал могилу знатного боспорянина, скорее всего, участника этой битвы. Еще одно доказательство присутствия амазонок на берегах Боспора Киммерийского просматривается в нумизматическом материале. Боспорские города чеканили монеты, на которых довольно распространены изображения лошадей, лука, стрел, женских голов в шлеме и с луком за плечами. В росписи античной керамики даже сформировался особый «керченский стиль», в основе которого лежит тема «амазономахии». В истории есть факты о периодических рейдах воинствующих амазонок против боспорян и союзных им племен.

В начале 19 века керченский археолог Антон Ашик обнаружил странное захоронение. В обычном кургане, сбоку было пристроено еще одно захоронение. В этой, на первый взгляд, второстепенной пристройке в мраморном саркофаге лежал скелет усыпанный драгоценными вещами. Среди драгоценностей ученый обнаружил золотую посмертную маску с очень тщательно переданными чертами и выражением лица. Также среди вещей захороненного были серебряные блюда с надписями, что они принадлежали боспорскому царю Рискупориду-II.

Однако, в тупик археологов поставил явно женский набор вещей и украшений, сложенных в кургане. На привычное керченским археологам захоронение боспорского царя, этот курган был непохож. Все указывало на сильную поспешность в проведении обряда захоронения. Ашику не удалось объяснить все нестыковки в обнаруженной им могиле, а современные исследовали просто отмахивались от них, списывая все на некомпетентность археолога.

Разгадка же лежит на поверхности, достаточно более внимательно взглянуть на посмертную маску — в кургане похоронена женщина. Вещи в кургане, скорее всего, были откупными дарами амазонкам от боспорян. Воительницы не имели много времени, чтобы похоронить погибшую по всем правилам, везти же ее домой они не планировали. Этим объясняется поспешность в захоронении и наличие сокровищ из казны Рискупорида.

по материалам сайта brega-bospora.narod.ru

Еще материалы по теме Крымские Амазонки

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика