tur1

Праздники в Пантикапее и северном причерноморье

Сегодня ученым сложно определить сроки и продолжительность праздников в Северном Причерноморье, из проведение только косвенно можно выяснить по названию некоторых месяцев, которые указывают на определенные торжества.

Одним из непременных атрибутов античных праздников было жертвоприношение.

Китейский культовый стол.

Таким образом большинство древних народов понимало связь человека и богов. Хранилищем таких даров служили античные храмы, который считался домом бога. Один из образцов жертвенного стола был найден в Пантикапее и в Китее. Некоторые предметы из подношений богам представляли собой уникальные шедевры, выполненные очень мастерски и, зачастую, из драгоценных материалов. Жители полисов даже посещали храмы, как музеи, чтобы посмотреть на редкости.

В полисах Северного Причерноморья алтари для праздничных жертвоприношений появились вскоре после оснований колонии, в 6 веке до нашей эры. В Пантикапее сохранился круглый алтарь, на котором скульптор изобразил торжественное шествие женщин в длинных хитонах и плащах. В античности существовало два вида жертвоприношения: для временного наслаждения божества и для длительного. В первом случае, греки верили, что боги питаются ароматом сжигаемой пищи и испарениями жидкостей, поэтому на алтарь приносили мясо, напитки, плоды, разнообразные блюда. Во втором случае, в святилище доставляли подарки в собственность богов — сосуды для возлияний, статуи, рельефы, венки для украшения храма. Подарки в праздничные дни приносили не только жители полиса, но и иностранные гости.

Так в 3 веке до нашей эры, моряки из Египта прибыли в Нимфей и возложили на алтарь несколько хоев вина и масла. Подобные жертвы богам называются бескровными жертвами, в их число входят также созревшие злаки и плоды. Бедные горожане не имея возможности принести богам жертвенных животных выпекали разнообразные печения в форме этих зверей. Среди самых популярных для жертвоприношения домашних животных были коровы, свиньи, овцы, козы, петухи. Существовало различие в ритуалах проводимых в честь небесных и подземных богов. Для тех, кто жил на небе выбирали животного со светлой шерстью, для других — с темной. Для женских божеств выбирали самку, для богов — самца. Все животные должны были быть здоровыми и без видимых телесных недостатков. Отдельные части мяса и внутренностей убитого животного сжигали на жертвеннике, остальное доставалось жрецам и участникам ритуала.

Чтобы умилостивить богиню плодородия Деметру в жертву приносили свинью, в честь Диониса — козла, Посейдона — лошадь, Асклепия — петуха. Перед началом праздников с жертвоприношениями наступало полное молчание, после начинали играть музыка, которая заглушала стоны животных. Жертв вели к алтарю, предварительно украсив венками, гирляндами из листьев и цветов. Один из рисунков, иллюстрирующий это действо, был украшением золотых подвесок и античных ваз из Пантикапея.

Организация праздников и жертвоприношений лежала на жрецах и агонотетов. Агонотетов выбирали из числа состоятельных граждан, поскольку государственных денег, выделенных на проведение торжества как правило не хватало. Об избрании аноготетов сохранились надписи античного времени в Гермонассе, Нимфее и Тире.

При основании Пантикапея новые колонисты стали считать одним из своих покровителей Аполлона Врача, для династии Спартокидов он стал главным покровительствующим божеством. Члены правящей семьи занимали должности жрецов Аполлона, они следили, чтобы все ритуалы проводились правильно. Также они устанавливали статуи бога, как украшение теменосов у храмов. К сожалению, до наших дней от этих статуй дошли только постаменты и посвятительные надписи.

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика