tur1

Из истории покорения суровых льдов Арктики

<——   О создании ледового флота русские мореходы мечтали еще около тысячи лет назад. Поморы в XI веке ходили на судах — кочах и ладьях на зверобойный промысел в Белое море к берегам Новой Земли, бывали и в Карском море, и в устье Оби. Встречая на своем пути льды, они их откалывали или раскачивали суда, преодолевая таким образом ледовые заторы.

Коч — первое специальное судно ледового плавания — представлял собой плоскодонное однопалубное деревянное парусно-гребное судно длиной до 24 метров и шириной до 8-ми, с несколько приподнятым носом и кормой. На нем можно было разместить 30 человек и 25 тонн груза. Кочи имели дополнительную наружную ледовую обшивку. На таких судах совершил в 1648 году свое выдающееся плавание Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой.

Прошло более ста лет, и великий русский ученый М. В. Ломоносов выдвинул идею освоения кратчайшего морского пути от северных берегов Европы через высокие широты Арктики в Тихий океан. В 1765 году по его инициативе была организована первая высокоширотная экспедиция под командованием В. Я. Чичагова. Дважды пытались покорить Север мореплаватели, но льды сплошной стеной преграждали им путь.

Неудача этих походов надолго приостановила попытки ледовых экспедиций. Возобновились они только с появлением паровых машин. И прямым предшественником современных ледоколов можно считать ледокол «Пайлот». Созданный на русской верфи и принадлежавший русскому промышленнику М. О. Бритневу, «Пайлот» совершал в 1864 году рейсы между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Благодаря тому, что форштевень в подводной части был скошен под углом 20°, судно могло «вползать» носовой оконечностью на лед и разрушать его своей тяжестью. Вот, пожалуй, и все конструктивные особенности.

Через три с небольшим десятилетия русский адмирал С. О. Макаров высказал идею похода к Северному полюсу «напролом» на мощном ледоколе, который и был построен в 1899 году по разработанному им проекту. «Ермак» по праву считается «дедушкой» современного ледокольного флота. Он прослужил 64 года и участвовал во многих походах. В 1938 году этот ледокол под командованием капитана М. Я. Сорокина достиг 83°05′ северной широты, установив рекорд свободного плавания во льдах, который около 20 лет оставался непревзойденным.

Создание советского арктического флота началось в 30-е годы, когда строились серии ледокольных гидрографических паровых судов «Океан», «Охотск», «Мурман» и транспортные проекта «Севморпуть-1», названные «Дежнев» и «Леваневский».

Введение в строй в 1985 году первого в мире ледового бассейна для испытаний моделей ледоколов, проведения научно-исследовательских работ в области ледовой ходкости судов ознаменовало собой новый этап в развитии советского ледоколостроения.

К 1959 году, когда строился первый в мире атомный ледокол «Ленин», уже был накоплен необходимый опыт для выбора формы обводов и конструкции корпуса, но оставалась нерешенной проблема увеличения автономности плавания.

Выдающимся событием в истории арктических плаваний стал поход атомохода «Арктика», построенного в 1974 году. Ледокол стал первым надводным кораблем, достигшим в активном плавании географической точки Северного полюса. Это произошло в августе 1977 года. В том же году на ледовые просторы вышел атомный ледокол «Сибирь», а в 1986 году — «Россия».

Началась атомная эра в освоении Северного морского пути.

далее…

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика