tur1

Мотобот в Героевке. История памятника

Эльтиген, памятник мотобот

Мотобот времен Отечественной войны, который установлен на постаменте в поселке Героевское, привлекает посетителей и как военный корабль времен войны, и своими плавными обводами корпуса. Он и на постаменте весь в порыве, весь в движении, и кажется, что вот-вот взревут его моторы, и он устремится вперед в тот огонь и ад, который уже перенес вместе с десантом.

eltigen-troops-landing

Я представил себе ту темную промозглую осеннюю ночь высадки десанта: яркие всполохи на берегу, пронзительные лучи прожекторов и глухие раскаты взрывов, корпус мотобота обдувал холодный северо-восточный ветер, а ледяные брызги от фонтанов, взрывающихся по бортам вражеских снарядов, окатывают скучившихся на палубе людей. Они в напряжении, и не обращают на это внимания. Их не отвлекает ни лязг затвора пушки, ни резкая дробь выстрелов, ни суета командира и заряжающего. Берег все ближе и ближе. Напряжение возрастает. Десантники пересматривают свое оружие и необходимый боезапас для атаки. Командиру мотобота дан приказ выброситься корпусом на отмель, чтобы как можно больше сократить движение десантников по воде к берегу. А там бросок и, возможно, по пояс в ледяной воде для захвата позиций. Еще рывок и вдруг… ослепительный блеск возле пушки, а за ним грохот и скрежет искореженного металла. Затем полная тишина и уход единицы десанта в небытие.
Десант в Эльтигене

По неписаному закону военного времени все, кто не похоронен, считаются «пропавшими без вести». Нам тоже не удалось восстановить их имена. Его из небытия вернули наши труженики моря — специалисты АСПТР: старшина водолазной станции Хмелевцев В. И., водолаз 2 класса Ткачев В. В. водолаз Дербунов В. И., такелажники Лозовой И. Т., Мамхегов Т. К., капитан теплохода «Водолаз-22» Фастович В. В., капитан мотозавозни-147 Па-ращуков Н. П., инженер по судоподъему Ефимов В. С.

Эльтиген - огненная земля, современная Героевка

Эльтиген - огненная земля, современная Героевка

Первоначально никто не задавался целью произвести подъем десантного мотобота. Просто согласно годовому плану судоподъемная экспедиция выходила в точку №60 Керченского пролива для удаления подводного препятствия в виде затонувшего судна. Обозначенный объект — это еще не значит, что он обнаружен. Предстоит еще водолазу походить по грунту по направляющему концу или с тралом найти конструкции или корпус и обвеховать его буйками. Обследуемый полигон — это не ровное футбольное поле. Там есть все: рытвины, ухабы, всевозможные предметы в виде металлических полос, проволоки и даже бытовые предметы. Большим препятствием в работе является видимость. Она в Керченском проливе, как правило, находится в пределах 1,5-2 м, а с учетом илистого слоя и того меньше. Обозначенная точка №60 находилась в районе Аршинцевского причала, где грузились агломератом лихтеровозы.

Пришедший к месту работ теплоход «Водолаз-22» спустил под воду водолаза В, М. Дербунова. Он сообщил, что видимость под водой не более 1 м. Больше часа он обходил с тралом полигон, но не наткнулся на конструкции. Вторым под воду пошел старшина В. И. Хмелевцев. Ступив на грунт, он сообщил, что грунт мягкий, илистый. Видит только свои галоши на ногах и на вытянутой руке трал и щуп. Воткнув щуп в грунт и растянув трал, водолаз под натяжкой пошел на поиск.

Через какое-то время он почувствовал зацеп. Подошел к месту зацепа и обождал, когда осядет муть. Водолаз увидел обросший мелкой ракушкой металлический борт высотой около 1 метра. Глубина в этом месте составила 5,1 метра. Над объектом — 3,8 метра. Длина корпуса 12 метров, ширина 3 м, высота борта 1,2 м. Закончив обмеры и закрепив несколько буйков, старшина передал все данные наверх инженеру, уточнил, что корабль на грунте находится на ровном киле. Это является важным значением для судоподъема. Зайдя во внутрь корпуса, он наткнулся на разрушенные металлические конструкции. В грудь уперся круглый длинный предмет. При внимательном осмотре это оказался ствол пушки. Пошарив рукой вокруг, нащупал кассету с 37 мм снарядами. Немного далее минометная мина. Все указывало на то, что это боевой корабль. Следовательно, топтаться по нему небезопасно.

Получив все данные от водолаза по обследованию, инженер Ефимов пришел к выводу, что обнаружили десантный мотобот. Он не дошел до уреза воды всего 120 метров.

Подъем мотобота проводился в октябре 1977 года с привлечением 100-тонного плавкрана портофлота. Перед его приходом были проведены подготовительные работы в виде уборки грунта из носовой и кормовой оконечностей, изготовления оснастки для остропки корпуса.

И вот плавкран над объектом, начинает медленно проводить подъем гака с уложенными на нем стропами. Наступил торжественный момент. Первой из воды показалась кормовая оконечность. С выходом из воды вес увеличивается и с окончанием достигает 50 тонн. Печальное зрелище предстало перед глазами работающих: носовая часть разрушена, 37 мм автоматическая пушка сорвана с барбета, ствол выстелен вдоль корпуса, кормовой автомат тоже сорван с фундамента. Везде хаос, и в беспорядке разбросан боезапас. Все присутствующие встали в тягостном молчании.

Видимо, в этот момент зародилась мысль о восстановлении мотобота в его первозданном виде. Не в виде разрушенного и поверженного бойца, а в виде устремленного в атаку непобедимого воина. С приходом плавкрана в порт к месту выгрузки мотобот был выставлен на береговую отмостку. Из него было извлечено более 800 единиц боезапаса в виде артиллерийских снарядов калибром 45-37-25 мм минометных мин, подрывных патронов, гранат и ящика винтовочных патронов.

Весть о поднятии мотобота быстро облетела Керчь, и она дошла до комсомольцев завода «Залив». Эта комсомольская организация не только подхватила мысль о восстановлении мотобота, но и воплотила её в жизнь. С желанием, любовью и высоким профессионализмом возродила из небытия это некогда грозное оружие.

Многие местные жители, и гости Героевки, любуясь внешним видом мотобота, не знают, что он погиб в сражении, пролежал 24 года в неизвестности на морском дне пролива, поднят благодарными потомками и восстановлен молодежью как символ мужества.

Владимир Шатунов
старший инженер судоподъема Керченской АСПТР в 1970-1985 годах.

Хорватия отдых с детьми

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика