О выселении христиан из Крыма в 1778 году
Малые этносы в Крымском ханстве
(К вопросу о выселении христиан из Крыма в 1778 г.)
В сентябре 1778 г. закончилось выведение из Крымского ханства в Азовскую губернию христианского населения—31098 душ.
Отправляли их трактом через Перекоп и из Кафы через Керченский пролив.
Греки и армяне выходили вместе со своими ясырями (пленниками — по крымскотатарски) грузинами, валахами (молдаванами). Многие из этих людей умерли в дороге.
Новому поселению, которое вначале состояло из 24 землянок, дали имя митрополита Игнатия. Оно входило в состав, Мариупольского уезда. В 1885 г. валахи отделились и основали село Новоигнатьевку, а Игнатьевку стали называть Староигнатьевкой. В некоторых документах прошлого столетия Староигнатьевка именовалась еще Грузинской слободой. Проживая в Крымском ханстве, грузины утратили свои национальные обычаи, язык, разговаривали по-татарски и ощущали себя греками. Среди жителей Староигнатьевки до сих пор бытует название Гюрджи — Грузия. Местные старики называют себя «гюрджулер», а старожилы ближайших сел, выезжая в Староигнатьевку, часто говорят: «Едем в Гюрджи». Грузины и валахи в количестве 84 человек являлись армянскими ясырями. Были среди выведенных и «купленники» татар. 28 июля 1778 г. крымские татары подали императрице Екатерине II «просительную грамоту», в которой жаловались, что «купленников валахов, грузинов и родившихся от них в домах наших, то и тех от нас насильно отняли, что крымские обыватели за явную и крайнюю обиду себе признают и просят не отнимать к России не принадлежащих валахов, грузинов и родившихся от них пленников, дабы тем крымские обыватели довольны быть могли».
А в «Представлении» 13 крымских начальников Екатерине II рядом с пленными грузинами и валахами названы и черкесы. О том, что черкесы проживали в Крымском ханстве, есть сведения в «Описании Черного моря и Татарии» Эмиддио Дортелли д’Асколи, ученого монаха доминиканца, более 10 лет прожившего в Крыму в начале XVII в. Он знал турецкий, греческий, армянский языки, что позволяло ему не просто наблюдать, но и активно общаться с местным населением. Д’Асколи сообщает, что в Феччиале (Фоти-Сала, ныне с. Голубинка Бахчисарайского р-на) проживали черкесы-франки (католики). Когда турки отобрали у генуэзцев Кафу в 1475 г., многие знатные черкесы, жившие здесь, были вывезены в Константинополь, а часть ушла в Черкесию. Иные остались в Кафе, но за отсутствием латинского богослужения и священника они, следуя своим женам-гречанкам, перешли из католического в православное вероисповедание. Часть черкесов осталась при дворе хана, даровавшего им имение Савурташ (Сююрташ — ныне с. Белокаменное Бахчисарайского р-на). Хан дорожил ими, отправлял послами в Польшу и другие христианские страны. Со временем многие черкесы перешли в магометанство. Часть христиан черкесов из Савурташа переселилась в Феччиалу. Д’Асколи отмечает, что говорят они по-турецки, -татарски и -черкесски, вероисповедания латинского (католического). Знают «Отче наш» и «Богородицу» по-латыни. Исповедуют же их священники и проповеди говорят по-турецки. Черкесы сохраняют также некоторые обычаи христиан, например — пост перед христианскими праздниками. Часть мужчин сопровождала хана в походах и вместе с татарами грабила население, угоняла в плен братьев по вере.
Похожие статьи
Метки: 1778 год, выселение, Крым, христиане
Страницы: 1 2
Спасибо за это инфо.
А вот еще полезно для Вашего сайта:
http://www.odnoklassniki.ru/#/group/50790383747254/topic/198400086710