Почему численность караимов уменьшается?

Более 1000 лет насчитывает история караимов. Однако караимы — аборигены России, Крыма, Литвы как этнос исчезают; еще 70-100 лет-и о них останутся только публикации и воспоминания. Вместе с тем история этого народа является наиболее ярким и характерным примером государственности и постепенного исчезновения реликтового населения, на которое обрушились все мыслимые и немыслимые обстоятельства, приведшие к сокращению его численности. Анализ этого опыта, возможно, поможет другим коренным народам сохраниться в качестве этноса. Краткое обобщение факторов, повлиявших на сокращение караимов как этноса, показывает, что в случае с ними существовало почти максимально возможное количество причин, приведших к сокращению их численности.

Приведем некоторые из них.
1. Эколого-климатический фактор
Каспийское море многократно испытывало трансгрессии (бакинская, хазарская, хвалынская) и регрессии. Вековые колебания Каспия достигали 28 метров, установленный четырехсотлетний период подъема и падения уровня моря привел в VII-VIII вв. к отрицательным последствиям: сократилась площадь Хазарии и соответственно земельные угодья и выпас скота, тем самым уменьшилась хозяйственная, экономическая и военная дееспособность Хазарского каганата, что завершилось военным поражением и распадом этого государственного образования.

2. Национальный и религиозный факторы
Множественность существовавших в Хазарии национальностей и религий после военного поражения привела к миграции населения по национальному и религиозному признакам на Алтай, в Крым, Среднюю Азию, Причерноморье, лесостепную зону на севере Хазарского царства.

3. Образование военной касты
В Хазарии, воевавшей на протяжении всей своей истории, была создана профессиональная армия. Образовалась военная каста,и мужчины стремились к несению военной службы. Характерно, что любовь к военному делу сохранилась у караимов в течение столетий. Не случайно они служили в войсках литовского князя Витовта, Польши; полковник Эльяш Караимович даже возглавлял Запорожское казачество; караимы участвовали в походах А.В. Суворова и в офицерских званиях служили в русской армии. Служба в армии, охрана границ и участие в войнах естественно не приводили к увеличению численности караимов мужчин.

4. Вторжение различных племен и народов
Крым, как никакая другая территория, постоянно подвергался вторжениям различных племен и народов с Востока и Запада. В связи с этим караимы, которые занимали значительную часть территории полуострова, стали концентрироваться в городах-крепостях и вокруг них: Джуфт-Кале (Кырк-Ор, Кыркор, Кырк-Ер, Чуфт-Кале, Чуфут-Кале), Мангуп-Кале, Эски-Кермен и др., где нельзя было эффективно использовать конницу. Постоянные опустошительные набеги сократили ареал проживания этого народа в Крыму, но города-крепости помогли избежать уничтожения реликтовой части караимов-тюрков.
В результате войн караимы уводились в плен или переселялись в другие места. Так, например, в средние века с литовским князем Витовтом часть караимов ушла в Литву; в период Крымской войны караимы переселялись в различные города России.

5. Распад и образование новых государств
Исчезновение Хазарии как государства, распад Австро-Венгрии, образование и распад СССР привели к тому, что караимы стали жить в России, Крыму, на Украине, в Литве, Польше, во Франции и других странах. Все это затрудняло и уменьшало возможность общения караимов, вызывало определенную обособленность и не способствовало росту их численности.

6. Эпидемии и пандемии.
Высокий уровень гигиены, бытовая чистота в караимских домах, наличие собственной фармацевтики не смогли уберечь караимов от таких заболеваний, как чума, тиф. Пандемии чумы в Крыму, Литве и Польше резко сократили численность караимов, и потребовались столетия, чтобы восстановить прежнюю исходную численность реликтового народа.

7. Гражданская и вторая мировая войны
Революция и гражданская война крайне отрицательно повлияли на численность караимов в связи с их участием как в основном в белой, но также и в красной армиях. Во время второй мировой войны немцы не трогали караимов как национальное меньшинство, однако,часто они попадали в заложники и расстреливались. Всеобщая мобилизация в годы второй мировой войны и участие в военных действиях привели к значительным потерям среди караимов. Ориентировочно до 70% мужчин-караимов погибло во второй мировой войне.

8. Лишение собственности и земли; снижение жизненного уровня.
Экспроприация большевиками у караимов созданных ими предприятий, построенных жилых домов, курортных и учебных зданий, торговых помещений, производств и всех земельных угодий подорвала экономическую базу — основу жизни народа. Караимы стали единственными аборигенами без собственной земли. Жизненный уровень караимских семей в советских условиях резко снизился и не давал возможности иметь столько же детей, сколько до 1917 г., когда в семьях было в среднем 6-8 детей, вместо одного-двух в советский период; началась депопуляция караимского народа.

9. Дисбаланс мужчин и женщин.
Повышенная смертность среди мужчин-караимов в течение всей истории, в особенности среди профессиональных военных, привела к росту смешанных браков караимок с представителями других национальностей, что повлияло на сокращение числа чисто караимских семей.

10. Ошибочная депортация.
Советская практика выселения и депортации целых народов не коснулась караимов, которые не упоминались в приказах о ней. Однако на практике, учитывая огульный и жестокий характер депортации, частично пострадали и караимы, так как чины НКВД не могли отличить караимов от татар; имелись татарско-караимские семьи, поэтому часть караимов была выселена на Урал и в Среднюю Азию. Ошибочная депортация, учитывая малую численность народа, оказалась далеко не безобидным деянием советских властей.

11. Резкий переход в XIX в. от общинно-патриархального образа жизни к цивилизации больших городов.
Жизнь караимов в Российской империи текла спокойно, размеренно и обеспеченно. Однако развитие цивилизации постепенно коснулось и караимов, они стали получать высшее образование и переезжать в города, это рассредотачивало караимов по всей территории Российской империи, приводило к поздним бракам с караимками или к смешанным бракам.

12. Ликвидация всех привилегий.
Российская национальная политика императорского дома до 1917 г. была исключительно благоприятна для караимов, которые получили целую систему льгот, включая отмену обязательной воинской повинности, приравнивание всех прав караимов к общегражданским правам граждан России, учет религиозных особенностей караимского народа. Советские власти ликвидировали все льготы, полученные караимами.

13. Закрытие национальных школ, культурных и религиозных обществ караимов в советское время.
Советская национальная политика была характерна полным отсутствием даже видимой демократии и учета интересов коренных народов. Все караимские школы, кенасы и общественные организации караимов в СССР были закрыты. Попытка создать „Зональное караимское общество в Москве была пресечена НКВД с резолюцией «нецелесообразно».

14. Инбридинг и замкнутость общинно-религиозного характера.
В определенный период жизни караимов по указанию религиозных деятелей запрещались браки между караимами и лицами других национальностей. Однако, учитывая общую незначительную численность караимов, это приводило к отрицательным последствиям, к так называемому явлению инбридинга, при котором браки в пределах небольшой популяции могут приводить к бесплодию, самопроизвольным абортам, аномалиям хромосомного набора и другим болезням.

15. Изменение национальности в документах.
До 1917 г. в документах о рождении караимов, как и всех подданных Российской империи, указывалось вероисповедание — «караимское». В советское время стала проставляться национальность по заявлению или по национальности отца или матери. Имелись многочисленные случаи вписания в паспорта караимов другой национальности, а также прецедента, когда сами караимы меняли свою национальность, учитывая определенные притеснения национальных меньшинств при приеме на работу и в быту.

16. Отсутствие национального этнографического района караимов и невыполнение законодательных актов.
В Крыму отсутствует национальный этнографический район в городах Евпатория, Феодосия и др.; не передано родовое гнездо караимов Джуфт-Кале караимскому обществу «Крымкарайлар». Постановление 1992 г. Совета Министров Крымской республики о возрождении национальной культуры караимов и крымчаков не выполняется. Можно назвать еще множество причин, прямо или косвенно влияющих на сокращение численности караимского народа. Анализ показывает, что ряд факторов продолжает действовать отрицательно на численность этноса и в ближайшей и дальней перспективе не видно изменений в сложившейся ситуации. Все это дает основание сделать вывод, что существование караимского народа весьма проблематично.

А.С. Сарач
М.М. Казас

Источник: Караимская народная энциклопедия (том 1)

Сегодня у вас есть уникальная возможность поближе познакомиться с национальными традициями караимов. В Евпатории до сих пор действует Караимская кенаса, опытные экскурсоводы познакомят Вас с культурой и традициями этого небольшого народа, также есть возможность отведать блюда караимской кухни в кафе «Караман». Туристы обычно выбирают частный сектор Евпатории, как наиболее приемлемый вариант проживания по соотношению цена/качество.

Метки: , , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика