Кто такие крымские караимы?
Крымские караимы — немногочисленная тюркская народность — представители населения Крыма средневекового периода истории полуострова. Интересны их язык, материальная и духовная культура. На основе антропологии, лингвистики и других данных большинство ученых считает их потомками хазар. Есть материалы и о генетической связи караимов с дохазарским населением Крыма (по данным антрополога Г. Ф. Дебеца, например, с сарматами). В прошлом караимы жили в основном в горном районе полуострова с центром в крепости Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале). В XIV в. часть караимов попала в Литву (Тракай и другие поселения), а затем на Украину — в Луцк, Галич и в Польшу. В настоящее время караимы проживают в основном в Крыму и Других южных областях Украины, а также в Литве. Есть они в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах. За рубежом караимов больше всего в Польше. Известны они и во Франции и в других странах.
После присоединения Крыма к России насчитывалось около 4000 караимов, к началу XX в.— 13 000. К 1940 г. в нашей стране было примерно 9000 караимов, согласно данным Всесоюзной переписи 1979 г.—3341 человек, из них около 1200—в Крыму. Слово «караим» толкуют по-разному. Широко распространено его толкование как религиозного термина, означающего «читающие Священное писание».
Караимы образуют устойчивый физический тип: преобладают среднего роста, коренастые, широколицые смуглые брюнеты. Караимский язык относится к кыпчакской группе тюркских языков, сохраняет древние черты, чрезвычайно интересен для тюркологии и являлся предметом изучения академиков В. А. Радлова, В. А. Гордлевского и других крупных ученых. В 30-е годы при очищении К. Ататюрком турецкого языка было заимствовано 330 слов из языка караимов. Сейчас подавляющая часть караимов родным языком считает русский.
После присоединения Крыма к России специальная Высочайшая комиссия отметила, что караимы имеют собственную религию, «почитая один Ветхий Завет, одинаково с ними почитаемый всеми христианами». Религия караимов — караимизм — своеобразна по обрядам, догмам, календарю. В обрядах, быту встречаются пережитки язычества. Караимы отличаются веротерпимостью по отношению к соседям. Иногда путают караимский народ с отличающимися этнически караимами по вере. Караимизм исповедуют представители разных народов (например, в Египте) и даже часть русских. Действующие храмы (кенасы) есть в Евпатории.
В прошлом караимы занимались земледелием, садоводством, ремеслами, торговлей. Знаменитый агроном Л. П. Симиренко считал их в начале века «первейшими садоводами». В 1731 г. в Джуфт-Кале возникла первая в Крыму типография.
Быт и воззрения караимов были типично восточными. Сохранился фольклор, отражающий их связь с хазарами. В прошлом у караимов преобладали тюркские имена. Позже появились фамилии, в большинстве своем также тюркоязычного происхождения. Характерно, что среди надгробных надписей в Крыму тюркские имена встречаются с первых веков нашей эры.
В питании караимов в основном преобладает мучная и мясная (баранина) еда. Многие блюда перешли из татарской кухни. Сотни уникальных рецептов приготовления блюд караимской кухни, дошли до наших дней. И сегодня пользуются популярностью знаменитые караимские пирожки с мясом или вишнями, сарма (голубцы в виноградных листьях) и другие национальные блюда.
В XIX в. центр духовной жизни переместился из Джуфт-Кале в Евпаторию, где находилась соборная кенаса и резиденция гахама — выборного главы караимских общин. В России караимы имели права русских подданных (включая право на дворянство), что позволяло им приобщаться к русской культуре. Поэт И. Эрак перевел на караимский язык произведения Державина, Пушкина, Лермонтова, Крылова. (Интересно, что караимское происхождение имел знаменитый перстень-талисман А. С. Пушкина). В Евпатории размещались караимское Александровское училище и национальная библиотека — Карай-Битиклиги.
Октябрьская революция открыла широкие возможности для развития национальной культуры, в разное время издавались журналы на караимском языке. В 20-е годы проводились съезды караимских общин. Действовали национальные клубы.
Из среды караимов вышло немало замечательных людей. Улица в Евпатории а также пассажирский катер, приписанный к Евпаторийскому порту, носят имя Е. Б. Ефета, командира эсминца, геройски погибшего в годы Великой Отечественной войны. Есть там и улица имени врача-гуманиста Б. И. Казаса. В числе известных людей — востоковеды А. С. Фиркович и С. М. Шапшал, геолог профессор И. И. Танатар, окулист С. Ф. Кальфа, композитор С. М. Майкапар и многие другие. Упомянем еще, что в XVII в. караим Илья Караимович избирался гетманом запорожских казаков.
В Евпатории и других городах Крыма находятся памятники караимской культуры. Если вы соберетесь на отдых в гостинице в Евпатории, обязательно посетите Караимские Кенасы и кафе Караман, где можно отведать блюда национальной Караимской кухни.
В Феодосии известен Караимский фонтан. Уникальна крепость Чуфут-Кале — историческое гнездо, караимов с прилегающим к нему древним кладбищем. К сожалению, все это давно в запустении и неумолимо разрушается…
Вопрос:
Караимы — евреи или нет?
Ответ:
В самом начале своей истории караимы являли собой группу евреев, отколовшихся от своего народа. Произошло это в середине 8-го века н.э.
В то время Вавилония стала частью арабского халифата. Евреи жили на территории, которую в наши дни занимают Ирак, Сирия и Иран. Точнее — на этой территории жила значительная часть, если не большинство, еврейского народа той эпохи.
Еврейскую общину мусульманского Вавилона возглавляли руководители иешив — крупнейшие раввины, наследники Учителей Талмуда (редакция Талмуда была завершена в самом начале 6-го века).
Для представительства перед властями вавилонских областей и всего арабского халифата избирали «политических руководителей» народа. Особого авторитета в еврейской среде многие из них не имели, но пользовались определенным почетом, а главное — были «вхожи в царский двор».
В середине 8-го века умер один из таких «политических руководителей», и на его место претендовали его ближайшие родственники — двое братьев: Анан и Йосия. Первый превосходил второго ученостью и «знатностью», однако руководители иешив заметили в нем черту, которая помешала им одобрить его кандидатуру. Он был высокомерен и презирал других.
Йосия не обладал такими знаниями и такими способностями, но был скромнее и добрее брата.
Когда выбрали Йосию, Анан объявил, что не признает такое решение, и вообще раввины для него — не авторитет. Он создает «свою религию». (Краткости ради, упрощаю эту историю).
Анан выдвинул лозунг: «Признаем только Библию!». В основе новой религии оказался отказ от Устной Торы. Все это было откровенной чушью (сами, дескать, выбираем, что в словах Творца, то есть — в Письменной и Устной Торе, нам годится, что — нет) и не выдержало проверки жизнью. Ибо вскоре Анан придумал «собственную Устную Тору».
Уже через 10 лет Анан выпустил составленный им сборник постановлений, в котором законы Письменной Торы интерпретируются в духе настоящей Устной, но с точностью до — «наоборот»: основной принцип этой интерпретации — «все назло». К примеру, Анан не разрешил в шаббат пользоваться светом (огнем), и его последователи проводили субботу в темноте. Он позволил смешивать мясную и молочную пищу, запретив при этом употреблять… мясо животных и птиц (исключение составляли олени и голуби)…
Придуманным людьми религиям сложно выдержать проверку временем. Религии караимов это не удалось. Не прошло и ста лет, как караимы фактически стали неевреями — и по мировоззрению и по образу жизни. Но генетически некую связь с евреями они сохранили. Впрочем, к 12-му веку большинство караимов растворилось в среде мусульман, особенно — турок.
Небольшая группа караимов обосновалась в Турции, а оттуда переместилась в Крым.
Другая — перебралась в город Лод (на Земле Израиля, в то время — провинция арабского халифата).
В 13-м веке литовский князь Витаутас пригласил караимов в Литву (одновременно в Литву он пригласил и евреев). К 20-му веку в мире насчитывали около 10-ти тысяч караимов. В основном, в Крыму и Литве. К нашему народу они не имеют никакого отношения.
Интересно отметить, что при Гитлере перед учеными третьего рейха была поставлена задача — выяснить, распространяется ли на караимов «окончательное решение еврейского вопроса», попросту говоря — подлежат ли караимы, как все евреи, уничтожению. Представителям караимов удалось доказать дотошным немецким ученым, что они — неевреи. И фашисты их не преследовали.
Более 30-ти лет назад мне довелось побывать в литовском городке под названием Тракай — в одном из двух мест проживания караимов в бывшем СССР. Видел и их «дом моления», который они именуют «синагогой». Часть их молитв — на иврите (?!). Но никто в Тракае этого языка не понимал — они умели только читать. Субботний вечер они проводили в темноте.
Особых симпатий к евреям, кстати сказать, караимы никогда не испытывали. Но это уже так — к слову…
Автор текста Элиягу Эссас