Торговый и военный флот Боспора

Колонизация эллинами Причерноморья

Военный и торговый флот страны, территория которой имеет выход к реке, морю или океану — один из главных факторов успешного становления государства. При помощи торгового флота страна имеет возможность поддерживать экономические отношения с далекими народами, сбывать произведенный товар и закупать недостающие продукты. Военный же флот — это залог безопасности территорий, а также возможность держать в напряжении своих ближайших соседей. Боспорское царство имело выходы к Черному и Азовскому морю.

Длинная прибрежная полоса и обилие приморских колоний-поселений способствовали развитию флота в этом античном государстве. Согласно многочисленным источникам ученым удалось выяснить, что на берегах Северного Причерноморья превосходно сохранились и почитались судостроительные традиции Эллады. В местных полисах: Херсонесе, Ольвии, бесчисленных греческих городках вдоль Керченского пролива, жители сумели построить мощный торговый флот, который использовался не только в пределах Черного моря, но и отправлялся с товарами в Средиземное.

Караул-оба, это коралловый риф

Немалая заслуга в экономическом процветании Боспорского царства принадлежит именно флоту. Однако, там, где проложены торговые пути неминуемо возникают желающие поживиться за чужой счет. На море аналогами бродячих разбойников стали пираты. Чтобы защитить торговые суда был создан боспорский военный флот. Он сопровождал торговые и транспортные суда, осуществлял массовые кампании по борьбе с пиратством в Понте. Ответственность за пиратство сегодня возлагают главным образом на недружественные с греками-колонистами племена и народы, как тавры, ахеи, гениохи.

Имеются данные о том, что в конце 4 века до нашей эры Боспорский царь Евмел очистил море от пиратов. Такой подвиг можно было совершить в те времена лишь обладая многочисленным военным корабельным составом и грамотной организацией. Тем не менее, не смотря на героические усилия военного флота сделать Черное море безопасным для мирных судов, путь торговцев из Боспора в Средиземное море совсем не напоминал свадебное путешествие в Италию.

Регулярные зачистки морских просторов от разбойников приходилось совершать боспорскому флоту на протяжении всего своего существования. На рубеже 2 и 3 веков нашей эры эта функция стала главной для военных кораблей. Флот имел в своем составе крупные корабли класса триер.

В исторических документах того времени имеется описание заговора триерархов, а это свидетельствует о наличии прослойки кадрового старшего морского офицерства на Боспоре. Противостояние Боспорского царства Великой Римской империи закончилось в пользу Рима. Постепенно итальянцы проникали водными путями в Понт.

Несмотря на то, что Боспор считался «зоной жизненных интересов» для Рима, его не стали делать одной из провинций империи. Влияние Рима проявлялось в активной торговле, хозяйственной деятельности, вольготном расквартировании на территории Боспорских полисов воинских подразделений империи. Римляне помогали грекам подавлять варварские набеги и в то же время продвигали на престолы своих ставленников. Важную роль в проникновении Рима на берега Тавриды сыграл итальянский флот, с помощью которого перебрасывали войска, демонстрировали силу, проводили дипломатическую и рассыльную службу.

Греки, перебравшиеся в Крым, уделили особое внимание обустройству своего быта по примеру собственных традиций. Эллинистическая культура обогатила Тавриду, а сливаясь с колоритными культурами местных племен превратилась в уникальную. Греки принесли с собой и знания по обустройству верфей и портов, что на морских берегах было необходимым.

По свидетельству Страбона, Северное Причерноморье обладало большим количеством удобных гаваней и портов. Одна из лучших таких гаваней по его словам находилась в Нимфее. Также, не менее удобными были порты в Фанагории, Киммерике, Танаисе и др. Страбон отмечал, что в Феодосийской гавани одновременно могли расположиться около ста кораблей.

В Пантикапее были оборудованы верфи для единовременного строительства 30 кораблей. Греки оснащали свои порты искусственными молами, которые были выполнены очень профессионально. Такая защита гавани позволяла избегать неприятных последствий частых и сильных штормов, волнения моря, ураганных ветров. Богатым на естественные удобные гавани и бухты был Херсонес. Помимо собственной гавани в Карантинной бухте, в ближайшей округе находилось еще множество удобных якорных стоянок. А самая удобная бухта была упомянута даже Гомером — бухта лестригонов (сегодня — Балаклавская).

μ@

Метки: , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика