Керченский морской торговый порт, развитие и перспективы

Керченский морской торговый портПорты Роттэрдама, Сингапура поражают объемами переработки грузов. Морская гавань Барселоны знаменита множеством заходов яхт, круизных судов. Но и Керченский морской торговый порт не лыком шит. Его история насчитывает 190 лет. Как тут не обратить взоры на знаменитый именной указ императора Александра I, данный сенату об утверждении постановления об открытии Керченского порта: «…Признав полезным для улучшения торговли нашей на Черном и Азовском морях, открыть новый торговый порт в Керчи, повелели мы составить о том надлежащее постановление».

После этого закрутилось колесо перемен. В порту создаются портовый карантин и таможня. Она относится к степени главных таможен. Керченскому порту разрешалось принимать все суда с карантинными и некарантинными грузами с оплатой установленных пошлин. Развивались внутренняя и внешняя торговля. Основными товарами экспорта были зерно, соль, рыба, икра.

В 1874-1877 годах построен Керчь-Еникальский канал. В 1903 году начата реконструкция порта. Возведены Широкий мол и новый Генуэзский мол. Углублен канал. Во времена СССР значительно расширены мощности порта, улучшены его характеристики. После войны восстановлены поврежденные гидротехнические сооружения Широкого мола. Проведено траление и углубление каналов, гавани.
В 1967 году началось строительство пути во всю длину Малой бухты. «Этот путь стал как бы кровеносной артерией Малой бухты. Упростилась технология, снизилась себестоимость, сократилось время разгрузки вагонов. Рост грузопотоков, особенно генеральных грузов, вызвал необходимость создания целого ряда отделов и служб порта. В эти годы созданы ТЭК порта, 2 склада, плановый отдел, отдел труда и зарплаты, отдел кадров, конструкторское бюро, реорганизован отдел связи»,— так описал перемены на предприятии в то время начальник КМТП в 1965-1986 годах Константин Мочульский в книге «Морской порт Керчь».

Через порт отгружались экспортные грузы на 13 стран Средиземного и Красного морей. Росло значение КМТП. Возросли грузопотоки. Летом 1971 года порт получил новый танкер для бункерного топлива. Ему дали имя «Федор Котов»» в честь ветерана порта. На переработке автотехники и цемента стал специализироваться новый погрузрайон №2. Он сформирован в 1973 году. Большим событием стал ввод в эксплуатацию в 1974 году глубоководного причала №7. Появляются новые грузы. Меняется технология. Расширяется внешняя торговля легковыми автомобилями. Растет их поток на порт. Укрупнились комплексные бригады портовых рабочих. В 1976-1977 годах осуществлен массовый переход на работу судов портофлота сокращенным штатом.

С 1969 по 1985 годы в порту введены в эксплуатацию 4 глубоководных причала, 18 портальных кранов, смонтировано 4 металлических склада. В 1980 году сдан в эксплуатацию причал №8 длиной 212 метров с большими глубинами. Стало легче загружать крупнотоннажный флот.

В годы независимости Украины для возвращения грузопотоков портом предприняты меры по расширению возможностей переработки грузов и созданию условий для роста мощностей. Была построена и оборудована Станция регулирования движения судов. Пополнен флот лоцманских катеров.

С начала 2000-х годов начала обустраиваться якорная стоянка №471 в южной части Керченского пролива. На 43 якорных местах обрабатываются суда с максимальной осадкой до 18 метров. В 2002 году создан производственный перегрузочный комплекс №2. Там задействованы 3 модернизированных причала.

С прибытием в Керченский морской торговый порт парома «Герои Шипки» начала работу судоходная линия Керчь-Поти-Батуми. За два с половиной года ее функционирования накоплен существенный опыт. С открытием этой судоходной линии появились новые грузопотоки. Широк ассортимент перевозимых грузов. Очень важна интеграция транспортной инфраструктуры региона в существующую сеть транспортного коридора «Европа-Азия».

В минувшем году возобновлено морское сообщение на линии «Порт Кавказ — порт Керчь». КМТП приложил для этого большие усилия. Пять лет ушло на открытие пассажирского пункта пропуска. В 2008 году он открылся. До этого в порту был лишь грузовой пункт пропуска. А с 16 июля 2010 года на линии начал ходить по расписанию катер «Диспетчер Крыштопа».

Порт, отмечающий свое 190-летие, смотрит в будущее. Развитие инфраструктуры производственного перегрузочного комплекса №2 позволит до 2015 года увеличить грузопереработку до 1.5 миллиона тонн грузов в год. Пока же у порта время от времени возникают проблемы с обеспечением грузами. Но предприятие все равно находит пути их решения. По данным Министерства инфраструктуры Украины, за 9 месяцев 2011 года Керченский морской торговый порт добился роста объемов переработки грузов на 9,4%. Он вышел в лидеры среди украинских портов по росту уровня переработки транзитных грузов. Обработано на 182,6% больше грузов, чем за январь-сентябрь 2010 года.

Программа развития Керченского морского торгового порта, утвержденная тогдашним Министерством транспорта и связи Украины 23 ноября 2009 года, предусматривает расширение портовых мощностей Нового и Широкого молов, развитие рейдовой перевалки грузов, развитие инфраструктуры морского вокзала и другие меры. Это вселяет оптимизм.

А в России все более набирают популярность речные круизы Петербург — Москва, по Волге. История судоходства в России началась именно с этой реки и речной круиз дает уникальную возможность познакомиться с историей городов находящихся на побережье.

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика