tur1

Как происходил процесс формирования крымскотатарской народности?

Вопрос о происхождении крымских татар сложный и малоизученный. Существует несколько версий, предположений относительно этногенеза этой народности.

В XIII в. Крым стал объектом экспансии монголов. Впервые монголы появились в Крыму в 1223 г., а утвердились здесь в середине XIII в. При них полуостров получил название Кырым (Крым). Долгое время Крым был только улусом (провинцией) Золотой Орды. Резиденцией наместника золотоордынского хана являлся Солхат (совр. Старый Крым). Только в первой половине XV в. в связи с распадом Золотой Орды из его состава выделяется самостоятельное государственное образование — Крымское ханство.

В состав Крымского ханства, кроме Крымского полуострова, вошли Приднепровье и Приазовье. Столицей ханства стал Бахчисарай. Но в качестве самостоятельного государства Крымское ханство просуществовало очень недолго. Уже в 1475 г. турки завоевали генуэзские колонии на южном и восточном побережье и княжество Феодоро. Крымский хан должен был повиноваться всем приказам турецкого султана. Кефе, Судак, Керчь и другие города и крепости Южного и Восточного Крыма, а также часть Юго-Западного Крыма превратились во владения султана (санджак). Резиденцией наместника султана стала Кефе (совр. Феодосия).
Крымских татар нельзя рассматривать как прямых потомков монгольских завоевателей. Формирование крымскотатарской народности шло довольно сложным путем.

  • Важнейшую роль в этом процессе сыграли тюркоязычные племена половцев (кыпчаков). До начала XIII в. под властью половцев находился почти весь полуостров.
  • В формировании крымскотатарской народности определенное место занимают и турки-сельджуки, вторгавшиеся в Крым морским путем из Малой Азии.
  • Определенную роль в образовании крымскотатарской народности сыграли потомки готов и греческое население прибрежного и горного Крыма.

Процесс формирования крымских татар как определенного этноса продолжался с XIII до XVI в. В результате в Крыму возникли две основные группы крымских татар: степные (северокрымские) и южнобережные, отличавшиеся друг от друга и по антропологическим признакам, и даже по языку.

Объективному освещению вопроса, на наш взгляд, препятствует то, что происхождение народа историки, языковеды рассматривали исходя из понятия «народ—татары», связывая его с Золотой Ордой и в конечном счете выводя происхождение крымских татар от монголов.
Так, например, А. Л. Якобсон, автор книги «Средневековый Крым» (М., 1966), считал, что предки крымских татар — татаро-монголы.

Вторая теория исходит в основном от языковедов, которые, опираясь на особенности языка, относят их к кыпчакским племенам. Этих взглядов придерживается, например, тюрколог Г. Т. Грунина. Она считает, что основная масса тюркоязычного населения Крыма как до монгольского нашествия, так и после него были половцы (кыпчаки), и лишь после монгольского нашествия пришли другие тюркоязычные племена.

Кыпчаки Золотой Орды и часть монгольских племен, пришедших в Крым в XIII в., составили основу крымских татар. При этом тут же оговариваются, что в их формировании приняли участие не только кыпчаки, но и другое тюркоязычное население края. Такой подход не учитывает роль древнего населения Крыма, значительная часть которого в последующем приняла участие в процессе формирования крымских татар.

Для понимания этнической истории крымских татар необходимо выяснить историю употребления термина «татары». Впервые он упоминается в древнетюркских Орхонских памятниках VIII в. для обозначения северо-восточных монгольских племен и означает «иноплеменник».

В XIII в. Чингисхан в процессе борьбы за создание феодального государства большую часть татар уничтожил, а остатки их (около 5 тыс. человек) распределил среди других монгольских племен. Племя «татары» как этническая единица перестало существовать. Население нового государства Чингисхан требовал именовать «монголы», что означает «божественный», «серебряный». Однако соседние народы, как и прежде, именовали их татарами. Таким образом, монголо-тюркская орда Чингисхана имела два наименования: «татары» и «монголы».

На Руси и в Западной Европе население Золотой Орды, а впоследствии Крымского, Казанского, Астраханского, Сибирского ханств называли татарами. Этнонимом «татары» вплоть до 20-х годов нынешнего столетия называлось тюркоязычное население Поволжья, Крыма, Кавказа и Закавказья. Затем появились самоназвания: азербайджанец, карачаевец, балкарец, кумык, ногаец, казанский татарин, крымский татарин и т. д.

Большую путаницу в понимание истории тюрко-язычных народов юго-восточной Европы вносит термин «монголо-татары» или «татаро-монголы». Ввел его в научный оборот в 1823 г. историк П. Н. Наумов. Доказывая, что в орде Чингисхана были и тюркские племена он ввел термин «татары».

В конце XIX в. языковедами для обозначения принадлежности тюркоязычных племен к одной языковой семье вводится термин «тюрк». Но новый термин «монголо-тюрки» не укоренился.

В процессе формирования крымских татар приняли участие:

  1. Нетюркоязычные предки: тавры, скифы, античные греки сарматы, аланы, византийцы, готы.
  2. Тюркоязычные предки: гунны, тюрко-булгары, хазары, печенеги (IV—IX вв.), половцы (кыпчаки) и золотоордынские племена (XI—XVI вв.).

Крымские татары — тюркоязычная народность, в 1940 г. их насчитывалось около 220 тыс. человек, из них южнобережцев и горцев — 150 тыс. (66%), степняков — 70 тыс. (34%).

Этническая неоднородность отразилась на особенностях языка, материальной и духовной культуры населения отдельных районов Крыма. В процессе взаимодействия этнических групп на базе общности территории, хозяйственных связей, религии, языка с XI по XVIII в. формировалась народность крымских татар.

Исследование работ советских ученых, практические наблюдения, изучение диалектных различий языка, особенностей физического типа, материальной и духовной культуры позволяют нам подразделить крымских татар на три общепринятые и четвертую, условную, группы (характеристика на 1940 г.).

Согласно классификации Н. А. Баскакова, крымскотатарский язык входит в западно-хуннскую языковую ветвь тюркских языков.

1. Крымские татары Южного берега Крыма (самоназвание «ялы бойлю» — прибрежные).

Язык их относится к огузо-сельджукской группе огузских языков вместе с сельджукским, староосманским, староазербайджанским, турецким, азербайджанским и урумским. Диалекты — ялтинский, судакский, балаклавский. Изобилует грецизмами, меньше иранизмами и арабизмами, встречаются итальянские слова. Окончательно сформировался к XVI в. Субстратом в формировании южнобережных татар и их языка выступили греки, аланы, готы, отчасти генуэзцы, суперстратом — тюрко-булгары, хазары, огузьг, печенеги, турки (сельджуки и османы). Антропологический тип европеоидный, отсутствие признаков монголоидное.
Жилище прямоугольного плана с плоской крышей, террасное, строилось из неотесанного камня. Основные занятия- садоводство, виноградарство, табаководство, рыболовство, реже животноводство (приусадебное). Посуда медно-бронзовая. В пище превалируют растительные компоненты наряду с мучной, рыбной, мясной (не употребляют конину). В музыке преобладают протяжные, грустные мелодии и песни. В религии менее ортодоксальны Мечети куполообразные с минаретами. Бога называют «аллах», «рабби». В доме усопшего 40 дней горит свеча (христианский архаизм). Топонимы греческого и тюркского происхождения.

2. Крымскотатарское население между Первой и Второй грядами Крымских гор, так называемые «таты», «татлар».

Язык относится к кыпчакско-половецкой группе, сильно огузирован. Насыщен иранизмамн, грецизмами, содержит арабизмы, отдельные готские слова: «раззан», «соба». Этнолингвистический субстрат — тавры, греки, аланы, готы, суперстрат — гунны, тюрко-булгары, хазары, огузы, печенеги, кыпчаки (половцы). Окончательно сформировались в XVIII в. Антропологический тип — европеоидный, монголоидность отсутствует. Жилища в восточном межгорье террасные, с плоской крышей, каменные, в основном одноэтажные, в юго-западном — в основном двухэтажные: первый этаж — каменный, второй — деревянный, с двухскатной крышей. Основные занятия: садоводство, огородничество, животноводство, заготовка древесного угля, бортничество, табаководство. Посуда медно-бронзовая, деревянная, керамическая. Пища мясная, мучная с преобладанием растительной основы, не едят конину. Для музыки характерны протяжные мелодии. Мечети куполообразные, с четырехскатной крышей и минаретами. Надписи на надгробных камнях с внутренней стороны. Бога называют «алла», «рабби». Невест выбирают из своих сел. Отсутствует калым. В быту встречаются христианские архаизмы, например, «Мерьем ананы ашы» — «пища матери Марии». Топонимы в основном греческого и тюркского происхождения.

3. Условно вводимая группа крымских татар северного предгорья проживала в нижнем течении рек Черной и Бельбека, Качи, Альмы, Булганака.

Самоназвание «татар», реже «тюрк». Язык относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской группы наряду с куманским, караимским, кумыкским, карачаево-балкарским и собственно общекрымскотатарским «орта йолакъ тили» — язык средней полосы (был принят в 1928 г.) Из всех крымскотатарских диалектов более всех близок к языку «Кодекс Куманникус» (памятник разговорных кыпчакских языков XIII в.)- К моменту появления монголов в Крыму являлся основным тюркским лингвистическим пластом, на базе которого сформировался впоследствии крымскотатарский язык. Содержит иранизмы, арабизмы очень мало грецизмов. Окончательно сформировался в XIII в. Субстрат — гунны, ассы (аланы), булгары, суперстрат — кыпчаки (половцы). Антропологический’ тип — европеоидный, признаки моиголоидности у 5%. Жилища как каменные с четырехскатной крышей, так и плетневые из необожженного кирпича, обмазанные глиной, с двухскатной крышей. Основные занятия: садоводство, огородничество, приусадебное скотоводство, в городах — различные ремесла. Пища мясная, мучная, растительная, молочная, не едят конину. В музыке в равной степени соседствуют как протяжные, так и ритмичные мелодии. В религии ортодоксальные. Мечети в городах куполообразные с минаретами, в селах без минаретов. Надписи на надгробных камнях с наружной стороны. Бога называют «алла», «рабби», «танъры». Невест выбирают как из своего, так и из других сел. Калым отсутствует. Посуда медно-бронзовая, деревянная, керамическая. Топонимы в большинстве тюркские, встречаются с названиями племен и родов.

4. Степные крымские татары — ногаи (самоназвание «мангыт»).

Имя мангыта хана Ногая стало нарицательным для всего племенного союза мангытов. Язык мангытов-ногаев входит в кыпчакско-ногайскую подгруппу кыпчакской группы вместе с каракалпакским, казахским, собственно ногайским, кыпчакскимп диалектами узбекского языка. В настоящее время сблизился с языком предгорных крымских татар. Делится на два основных диалекта: евпаторийский (кезлев) и керченский (керич). Содержит арабизмы в основном религиозного происхождения, а также отдельные монгольские и иранские слова. Признаки монголоидцости у 10%. Основные занятия: скотоводство и хлебопашество. Жилища саманные из необожженного кирпича, из ракушечника и плетневые, обмазанные глиной, крыши односкатные и двухскатные. Пища в основном мучная, мясная, молочная. Посуда медно-бронзовая, керамическая. В музыке преобладают ритмичные мелодии и песни. Мечети с двухскатными крышами, в селах без минаретов. Невест выбирают в основном из других сел. Калым отсутствует но сохранился архаизм «сут акъкъы» — подарок за материнское молоко матери невесты. Надписи на надгробных камнях на наружной стороне надгробия. Большинство топонимов—названия племен и родов. Этнолингвистическим субстратом явились булгары, кыпчаки (половцы), суперстратом — золотоордынские мангыты (ногаи). Окончательно сформировались к XVI в. Бога называют «алла» «танъры», «худа», «рабби».

Сегодня происходит интенсивный процесс сглаживания различий между этими группами в языке, быту, культуре. Это объясняется употреблением общекрымскотатарского литературного языка в печати, на радио, телевидении, смешанным расселением, более частыми и тесными контактами в повседневной жизни, а также увеличивающимся количеством браков между отдельными группами.

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика