Крепость Керчь (Тотлебен). Устройство

План-схема крепости "Керчь" (Тотлебен)

План-схема крепости "Керчь" (Тотлебен)


<---
Схема Керченской крепости

Схема Керченской крепости с показанием различных казематированных и неказематированных построек, батарей и дорог. Основой для схемы послужила копия генерального плана крепости примерно 1921—1922 гг., который, в свою очередь, видимо был составлен на основе более раннего плана. Некоторые сооружения, такие как бывшая батарея № 1 на м. Ак-Бурун, на плане не показаны. Числами обозначены капониры и полукапониры.

Устройство крепости
Керченские укрепления проектировались в самом конце эпохи гладкоствольной артиллерии, когда дальность эффективного артиллерийского огня составляла примерно 2 км, исходя из этого определялись размеры крепости, расположение береговых батарей, начертание укреплений сухопутного фронта, не допускавшее обстрела приморских укреплений, высота и крутизна гласисов и валов и многие другие параметры. Место для вновь возводимых укреплений было выбрано в 4 км южнее Керчи на Павловском и Ак-Бурунском мысах: пролив имел здесь ширину всего лишь три километра, ограниченный протянувшейся от кавказского берега косой Тузла, и расположенные на мысах батареи легко перекрывали своим огнем проходящий в полукилометре от крымского берега фарватер. Оборону пролива предполагалось усилить поставленным в несколько рядов подводным минным заграждением и затруднить движение по нему преградой из каменной наброски, продолжавшей косу Тузла в сторону крымского берега.

По проекту 1858 г. на крепостных верках предполагалось разместить 587 орудий, численность гарнизона должна была составить около 5200 человек. [5] Но в проект вносились изменения, в качестве примера можно привести уже упоминавшийся отказ от постройки морских фортов, за счет чего усиливались имевшиеся укрепления. Фронт береговых батарей на Павловском мысу был расширен за счет искусственной постройки: к 1865 году от оконечности мыса параллельно фарватеру было насыпано искусственное основание, на котором возвели морскую батарею № 1 на 17 орудий. Всего на Павловском мысу располагались четыре пушечные береговые батареи, у них в тылу находились еще две мортирные батареи, верхняя и нижняя. Над Павловской бухтой была расположена еще одна пушечная батарея, а на самой оконечности мыса Ак-Бурун — береговая батарея № 1 [25]. Правый фланг приморского фронта, который мог подвергнуться атаке противника с суши, прикрывался Минским люнетом, а между Минским люнетом и равелином центрального укрепления, по сути, на гласисе крепости, находилась шестиорудийная батарея, первой встречавшая противника в проливе.

Первоначально батареи крепости вооружались гладкоствольными орудиями: к маю 1863 года на укреплениях были установлены 2 трехпудовые бомбовые пушки, 52 60-фунтовые и 3 36-фунтовые пушки, а также 24-, 12- и 6-фунтовые пушки, пудовые и полупудовые единороги, двух- и пятипудовые мортиры, карронады. Однако уже с конца 1860-х годов гладкоствольные пушки стали вытесняться нарезными, производство которых было начато на отечественных заводах. Одними из первых таких орудий стали 8-дм. (203-мм) береговые пушки обр. 1867 г. со скрепленными стволами, выпускавшиеся с 1868 г. на Пермском орудийном заводе, за ними последовали и более мощные артсистемы. По состоянию на 19 сентября 1876 года в крепости помимо гладкоствольных имелось 15 11-дм., 12 9-дм. и 33 8-дм. пушки обр. 1867 г., 19 24-фунтовых пушек и 20 6-дм. мортир [18], к началу 1877 года число 6-дм. мортир возросло до 38. В дальнейшем арсенал пополнялся 9-дм. (229-мм) береговыми пушками и мортирами обр. 1867 и 1877 г., 11-дм. (280-мм) береговыми пушками обр. 1867 и 1877 г.

Эффективность воздействия орудий образца 1867 года по современным им кораблям была проверена на полигоне стрельбой по макету отсека английского броненосца «Геркулес» и оказалась достаточно высокой. Для 11-дюймовой береговой пушки обр. 1867 г. дальность стрельбы 225,2-кг стальным бронебойным снарядом при начальной скорости 389 м/с и угле возвышения 14°54′ составляла 5300 м. Бронебойным снарядом со свинцовой оболочкой эта пушка на малой дистанции могла пробить 305-мм броню, а при использовании снарядов с медными поясками 280-мм броня пробивалась на дистанции в 2 км. Соответственно, 11-дюймовая пушка обр. 1877 г. пробивала 280-мм броню на дистанции 5,3 км [19].

Со стороны суши береговые батареи прикрывались большим центральным укреплением, называемым также форт «Тотлебен», к которому примыкали два люнета, Минский и Виленский, промежуток между Минским люнетом и центральным укреплением перекрывался теналью или Литовской батареей. Кроме того на мысе Ак-Бурун имелось укрепление, соединенное длинной куртиной с фасом Виленского люнета. Общая протяженность сухопутного фронта, имевшего преимущественно полигональное начертание, составила примерно три километра. Укрепления окружал частично вырубленный в скальном грунте ров шириной 15 и глубиной в среднем 5 метров с эскарпной и контрэскарпной стенами; ров фланкировался огнем из 17 капониров и полукапониров. На фронте наиболее вероятной атаки, то есть с запада и юго-запада, ров был снабжен контрэскарпной галереей, сообщавшейся с рядом капониров и полукапониров с помощью особых галерей, проложенных подо рвом. На валах центрального форта, люнетов и Ак-Бурунского укрепления насыпались брустверы с банкетами для стрелков и оборудовались позиции артиллерии для развития фронтального огня. Внутри укреплений располагались казематированные казармы, различные казематы дежурных частей, укрытия, что было связано с необходимостью защитить гарнизон крепости от воздействия осадной артиллерии по опыту бомбардировок Севастополя в ходе его обороны в 1854—1855 гг.

Керченская крепость вообще отличалась большим количеством казематированных помещений, только в центральном укреплении имелось семь казематированных казарм. Каждая казарма состояла из 8—10 сводчатых казематов, соединенных в глубине постройки длинной галереей. Основными строительными материалами для казематированных построек послужили камень и кирпич: стены из камня на растворе снаружи отделывались тёсанными каменными блоками, на них опирались мощные своды в 4 кирпича общей толщиной 1,1 м (иногда своды делались каменными той же толщины), прикрытые сверху земляной обсыпкой. Кроме пушек на валах укреплений сухопутный фронт крепости располагал шестью казематированными мортирными батареями, орудия которых были надежно укрыты от огня противника, в 1880-х годах эти батареи были перевооружены 8-дм. чугунными мортирами обр. 1867 г. [19]

По опыту обороны Севастополя предполагалась упорная оборона укреплений и всемерное затруднение осадных работ противника: севернее крепости было сооружено трапециевидное в плане замкнутое Передовое укрепление со своими казематированными помещениями, полукапонирами и капониром, призванное затруднить атаку противника на соединительный фронт и Ак-Бурунское укрепление. На границе эспланады крепости от Передового укрепления до нынешнего Нижнего Павловского маяка были оборудованы передовые позиции со своими вырубленными в скале казематированными казармами. Перед рвом крепости был насыпан гласис, который прикрывал валы укреплений от обстрела. Гласис защищал также прикрытый путь, позволявший сосредотачивать войска для вылазок — оборона по Тотлебену должна была носить активный характер. Не был забыт и полученный в Севастополе опыт подземной минной войны: чтобы помешать минным работам неприятеля, из контрэскарпной галереи рва заранее были пробиты около 80 контрминных галерей длиной примерно по 50 метров, каждая из которых заканчивалась тремя минными камерами. Развивая идею об удержании до последней крайности главных пунктов укрепленной позиции, в центральном укреплении был устроен редюит — последний оплот обороняющихся, позволявший тем не менее контролировать все центральное укрепление и соседний Виленский люнет.

Крепость имела развитую систему подземных коммуникаций: все капониры и полукапониры были соединены потернами с внутренним двором укреплений, у капониров были предусмотрены выходы в ров, казематы дежурных частей в некоторых случаях располагались в толще вала рядом с капониром или же у выходов из потерны во внутренний двор. Выходы из потерн, по возможности, приближены к расположенным рядом казармам, подходы к ним обвалованы для дополнительной защиты, то есть при проектировании крепости все эти моменты учитывались, и крепостные постройки не просто размещались на местности, а образовывали достаточно сложный комплекс. Наиболее протяжённый тоннель длиной около 600 м соединял центральное укрепление и береговые батареи.

Пять пороховых погребов общей вместимостью 22 тыс. пудов пороха обеспечивали запас на 56 тыс. выстрелов для орудий, для поддержания необходимых климатических условий хранения порохов в погребах были устроены обходные галереи. Водой гарнизон крепости обеспечивался из колодцев и из двух расположенных каскадом искусственных прудов между Передовым и Ак-Бурунским укреплениями. В 1875 году были сооружены казематированные цистерны на 280 тыс. вёдер, имелся также и водоопреснительный аппарат. Запасы продовольственных и иных припасов были сосредоточены в обширных подземных магазинах на мысе Ак-Бурун. Кроме сети обычных дорог для перемещения различных грузов крепость уже в 1863 году располагала конной железной дорогой. Осенью 1899 года было начато сооружение крепостной ветки железной дороги нормальной колеи протяженностью 15,3 км, соединявшейся с уже существующей веткой на Камыш-Бурун.

Получив мощные укрепления, Керчь могла стать центром броненосного кораблестроения и важным военным портом на Черном море: существовали планы возведения здесь современной верфи и постройки на ней восьми броненосных плавучих батарей по проекту корабельного инженера С. Чернышева, три из них предназначались для обороны Днепро-Бугского лимана, а пять — Керченского пролива. Но в силу сокращения ассигнований на флот в октябре 1866 г. эти планы исполнены не были.

Керченская крепость была полностью окончена и приведена в оборонительное состояние к началу русско-турецкой войны 1877—1878 гг., с началом военных действий в проливе было выставлено минное заграждение, наблюдатели напряженно всматривались в горизонт, ожидая появления турецких броненосцев. Комендант крепости генерал-майор Седергольм был назначен начальником обороны восточного побережья Чёрного моря. Но своих морских сил, призванных взаимодействовать с крепостью в обороне пролива, просто не существовало, потому приходилось импровизировать. По инициативе главного командира флота и портов Чёрного моря вице-адмирала Н. А. Аракса в Николаеве и Керчи началась постройка броненосных батарейных плотов, вооруженных тремя 6-дм. (152-мм) нарезными мортирами каждый. Керченские батареи № 3 и № 4 были готовы в июне-июле 1877 г., причем материал для их постройки был в значительной степени предоставлен из «инженерного оборонительного запаса» крепости. По мере готовности батареи занимали позиции у южной части косы Тузла, их задачей было не допустить захвата противником этой части косы, находящейся вне досягаемости крепостных орудий, а в случае попытки прорыва вражеского флота в пролив, батареи должны были занять позицию у мыса Ак-Бурун [8]. Удачный опыт в кампанию 1877 г. имел свое продолжение, и к осени 1878 г. были построены еще две батареи, вооруженные двумя 9-дм. пушками каждая, но к тому времени уже был подписан мир, и батареи эти практического применения не нашли.

далее…

Метки: , ,

Один отзыв на «Крепость Керчь (Тотлебен). Устройство»

  1. Валерий:

    Привет ! Сколько раз был в Керчи и с удивлением узнал что там есть крепость ! Большое Спасибо ! всем создателям этого сайта очень много интересной информации и фото,особенно о древнем Боспоре и о античных монетах.Монеты Боспора это факты древней культуры и истории.

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика