tur1

Рассказывает главный технолог атомохода «Севморпуть» А. П. Ивлев

<---- Рассказывает главный технолог атомохода «Севморпуть» Александр Павлович Ивлев:

«Техническая реконструкция, перевооружение народного хозяйства — дело безотлагательное, дело общее. И иного выхода нет. Без ускорения научно-технического прогресса, без революционных изменений в интенсификации экономики не обойтись. На нашем заводе в этом плане делается многое. Так, сегодня все газорезательное производство оснащено оборудованием только с программным управлением. В корпусообрабатывающем производстве внедрены поточные линии.

К концу двенадцатой пятилетки создадим здесь гибкий автоматизированный участок по обработке деталей корпуса судна с более современным оборудованием, например, газорезательными машинами «Гранат» со встроенной системой управления от вычислительного центра. Вмешательства человека здесь не потребуется вообще, то есть будет обеспечена так называемая безлюдная технология.

Мы добились значительной механизации в сборочно-сварочном производстве. В частности, на танкерах типа «Победа» вместе с конструкторами создали такой корпус, в котором более 50 процентов конструкций абсолютно плоской формы и имеют набор одного направления. Это позволило производить их на поточно-механизированной линии. В результате
высвобождено около 40 судосборщиков и сварщиков.

Самое крупное наше достижение за последние годы — внедрение технологии крупноблочной постройки как танкеров, так и лихтеровоза. Конструкция весом около 600 тонн, длиной до 50 и шириной более 30 метров собирается на преддоковой площадке, где работать судостроителю гораздо удобнее. Остается: только перенести краном в док уже готовый, насыщенный трубопроводами, механизмами, системами, громадный блок и установить его на свое место. Благодаря этому мы смогли не только ускорить процесс постройки заказов, но и значительно сократить его трудоемкость.

Должен сказать, что у нас на заводе много талантливых, творчески смелых инженеров, в своей практике; использующих не только опыт родственных предприятий страны, мира, но и стремящихся внести личный вклад в ускорение научно-технического прогресса. Например, только в одном отделе главного технолога, 8 человек имеют по нескольку
авторских свидетельств каждый. Тема их — развитие и совершенствование технологических процессов. Наш опыт перенимают судостроительные заводы Ленинграда, Дальнего Востока, зарубежные фирмы.

Назову лишь нескольких наших лучших изобретателей. Это В. С. Зорин, А. Н. Смирнов, А. Г. Салиш, В. Ф. Мостепанова, Ю. Н. Мокрушин… Многие новаторы завода неоднократно награждались Почетными грамотами, дипломами, медалями городского, областного и Центрального советов ВОИР, ВДНХ СССР. Бригада сборщиков-достройщиков, возглавляемая почетным судостроителем В. С. Сединым, например, первой на заводе освоила прогрессивный метод модульной зашивки судна. Награда — бронзовая медаль ВДНХ СССР. Тысячи рационализаторских предложений и десятки изобретений корабелов «работают» сегодня на производство».

Как вы считаете, 16 тысяч рублей экономии в год — это много или мало? Для такого предприятия, как завод «Залив», сумма, конечно, незначительная. Для цеха завода — это уже деньги. А если брать участок, бригаду, то 16 тысяч — деньги, прямо скажем, приличные. Но раньше никто не стремился их получить. Нет, от этих тысяч, понятно, никто не отказывался, но и заинтересованности особой, стремления увеличить, сделать постоянным их приток не было.

Почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем, вникнув в проблемы технического творчества рабочих-литейщиков механического цеха Н. А. Антоненко и В. И. Когтева. Они — лауреаты городского конкурса 1986 года на лучшую работу по механизации ручного труда. Их изобретение — автомат для снятия облоя с литых пластмассовых колес — как раз и дает тот годовой экономический эффект в 16 тысяч. Раньше эти колесики диаметром 50 миллиметров оттачивались на станках двумя токарями в две смены. Процесс трудоемкий, учитывая, что таких колесиков нужно было обрабатывать тысячи. Очень много времени уходило в общем-то на пустяковую работу: снятие после литья остаточной пластмассы. Теперь всю программу выполняет автомат, обслуживать который может один, даже малоквалифицированный, рабочий.

Не сразу пришла новаторская мысль усовершенствовать этот процесс, тем более что с их профилем работы он связан не был. Но так уж устроены люди творческие — заметив несовершенство в производстве, не могут пройти мимо. Изучали техническую литературу, самые различные автоматизированные системы управления, сотни чертежей, рисунков,
схем, макетов. Что такое выходные дни, свободные вечера — было забыто напрочь. Итог их длительной работы — совершеннно новый автомат-станок необычной конструкций, и в то же время — простой и компактный. Обрабатываемые детали «вылетали» из него с необыкновенной скоростью.

Конечно же, довольны все, в том числе и руководство цеха. Тем более что оно поддерживало изобретателей. Как? Словами. «Думайте, творите, никто вам в этом мешать не будет, наоборот, спасибо скажет. Но помощи особой, уж извините, не окажем. Сами понимаете, других дел по горло. План…»

Такая приблизительно реакция, такое отношение к новаторам было не только в цехе, но и на заводе в целом. Впрочем, ситуация, наверное, типичная для многих предприятий.

далее…

Квартира в Кисловодске посуточно

Метки: , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика