tur1

Мэры и корабелы…

kerch-mitridat

85-летию со дня рождения Председателя горисполкома города-героя Керчь (с 1963 по 1982 годы) и замечательного человека Дубова Валентина Федоровича посвящается.

12 ноября, Крым, город-герой Керчь – стоит, на удивление, сухая и теплая крымская осень… На земле еще лежит ковер из зеленой травы, а листья на деревьях только-только начинают раскрашиваться в яркие цвета осени. Еще не бушуют осенние шторма…

Ровно 85 лет назад, в 1929 году в самом сердце нашей Родины СССР, недалеко от Москвы, в Ивановской области, в городе Приволжск родился русский мальчик с гордой фамилией Дубов,  имя которому дали  – Валентин.

Сегодня мы пока не знаем,  как  и когда нам дается Богом тот путь, который мы должны пройти здесь на нашей Земле, то задание, которое мы должны здесь исполнить …

Но этому мальчику – Валентину Дубову была поручена очень сложная и благородная миссия на Земле – служить своему народу, и он гордо и честно пронес через всю свою жизнь эту миссию и был настоящим «слугой своего народа».

Ему пришлось в 1963 году, практически совсем мальчишкой,  в 33 года от  роду, возглавить приморский, приграничный и очень древний город Керчь, став Председателем  горисполкома  города. Он взвалил на себя такую «глыбу», что я, его сын, до сих пор не могу понять, как он смог все это выдержать, пробыв на посту, как сейчас говорят «мэра» и «хозяина города», 20 лет!

1949 год,  наша страна только 4 года назад одержала Великую Победу над фашизмом, освободив нашу родину – СССР и всю Европу от «коричневой чумы фашизма». Страна лежала после войны в руинах, а Крым был фактически стерт с лица земли – такие тяжелые здесь были бои с фашистами.

Город Керчь был не исключением – наоборот, как и во все века, это были ворота не только в Крым, но и в Европу. Это всегда был стратегический район, поэтому здесь были страшные бои, и за него было пролито много крови…

В 1949 г.  Керчь представляла собой практически руины, ведь после освобождения в 1944 году в Керчи не осталось практически ни одного целого здания, а все предприятия были полностью уничтожены под бомбежками немецкой авиации и артиллерии. В Керчи в то время осталось в живых не более 30 человек!

Все силы страны были брошены на восстановление, в первую очередь, промышленности, объектов сельского хозяйства, жилищного фонда.

Крым всегда был особенным регионом нашей страны – ведь это южные рубежи нашей Родины, которые нужно было защищать. Эту задачу, конечно, в первую очередь выполняли моряки – Краснознаменный Черноморский флот, который базировался в главной базе – в Севастополе, а также в Керчи и Феодосии.

Очень большие потери понесли моряки-черноморцы в той страшной войне – многие замечательные люди — матросы, старшины, офицеры отдали свои жизни, защищая нашу родину на Черном море. Много кораблей, подводных лодок, судов вспомогательного флота мы потеряли в той страшной войне…

Поэтому здесь, в Крыму была поставлена большая и ответственная задача – в кратчайшие сроки восстановить предприятия, в первую очередь, оборонного характера. Это судостроительные и судоремонтные заводы в Керчи, Феодосии, и в Севастополе.

В стране был брошен клич для молодежи – все лучшие специалисты СССР были направлены в Крым для восстановления промышленности.

Так в 1949 году мой отец – Дубов Валентин Федорович, выпускник техникума  из города Иваново, был направлен в Керчь на завод П/Я №48 – так тогда «шифровался» судостроительный завод, который в последствии был назван  — завод «Залив» им. Б.Е. Бутомы.

Здесь он прошел большой путь от инженера до секретаря парткома завода «Залив» и вместе со своим другом – директором завода Иваном Федоровичем Алексеевым, руководил строительством завода и строил замечательные боевые корабли для военно-морского флота СССР, а также самые большие в стране и в Европе супертанкеры «Крым», «Победа»…

А было ему тогда всего-то 28 лет!

К сожалению его, как и многих людей, которые работали под его руководством уже нет с нами, но страна должна знать своих «героев нашего времени».

К счастью, один из выдающихся людей, которые строили завод и замечательные боевые корабли и гражданские суда жив и проживает сегодня в Москве.  Это – «живая легенда»  кораблестроения СССР – бывший директор завода «Залив», а затем и заместитель министра судостроительной промышленности СССР  Иван Федорович Алексеев.

Это, действительно, уникальная личность в истории мирового судостроения,  который стал директором завода  «Залив»  в 30 лет и в течение очень короткого промежутка времени превратил завод в одну из самых современных и мощных верфей в СССР, Европе и даже в мире !                     Кстати, именно мой отец вместе с директором завода Е.Н.Шапошниковым, предложил и поддержал кандидатуру молодого инженера Ивана Алексеева на пост директора завода, будучи секретарем парткома  завода,  а ведь было много и других кандидатур, более опытных и взрослых…

Шутка ли, на кону стояла задача в кратчайшие сроки построить крупнейший судостроительный  завод, способный строить самые современные боевые корабли и самые крупные в СССР и в Европе супертанкеры, водоизмещением 180 000 тонн, длина которых была 315 метров (длина трех с половиной футбольних полей, высота борта – 25 метров – высота 10-ти этажного дома !)…

Сможет ли решить такую задачу 30-ти летний, практически еще вчерашний студент-корабел?  Но основным и главным аргументом, с которым выступил мой отец в пользу кандидатуры  Ивана Алексеева, было то, что только молодость и юный задор смогут решить такую сложную задачу.

Время показало, что мой отец и руководство министерства судостроительной промышленности СССР во главе с министром Б.Е. Бутомой оказались правы, назначив его директором завода.

Со своой задачей он блестяще справился  —   завод был построен и ВМФ СССР, а также КГБ СССР получили очень много самых современных фрегатов типа «Буревестник», пограничных сторожевых кораблей типа «Нерей», а также известные всему миру супертанкеры  типа «Крым»,   танкеры типа «Победа» и самый уникальный контейнеровоз-лихтеровоз с атомной энергетической установкой «Севморпуть», который мог работать в северных широтах, обслуживая северный морской путь, перевозя сотни тысяч контейнеров с грузами,  так необходимыми нашим нефтянникам и другим специалистам, работающим за Полярным кругом на Крайнем Севере.

burevestnik

Фрегат пр.1135 типа «Буревестник».

Таких кораблей на заводе «Залив» в городе Керчь  моими родителями и керченскими корабелами было построено 7 единиц:

  1. «Достойный» пр.1135             зав.  №11,               1971 год
  2. «Доблестный»    пр.1135              зав. №12                1973 год
  3. «Деятельный»    пр.1135              зав. №13                1975 год
  4. «Беззаветный»   пр.1135              зав.№14                 1977 год
  5. «Безукоризненный»   пр.1135 зав. №15                 1979 год
  6. «Ладный»             пр.1135             зав. №16                  1980 год
  7. «Порывистый»    пр.1135             зав.№17                 1981 год

Эти замечательные корабли участвовали во многих боевых операциях и дальних походах, а также «отличились» в различных «нестандартных» операциях.

СКР «Беззаветный» в 1988 году произвел «навал» на американский крейсер «Йорктаун», вытесняя его из территориальных вод СССР в Черном море.

bezzavetnii1

«навал» «Беззаветного» на крейсер «USS Yorktown» (снимок сделан с борта американского крейсера «USS Yorktown»), Черное море, 1988 год.

Таким образом «Беззаветный» дважды «таранил» американский крейсер «Йорктаун». В результате столкновения на американском крейсере «Йорктаун» начался пожар, были повреждены пусковые установки крылатых ракет «Томагавк».

После этого американские корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды.

После случившегося в Черном море американский крейсер «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота.

Командир «Беззаветного»  капитан 2 ранга Владимир Богдашин  был награждён орденом Красной Звезды, и в 1991 году принял должность командира крейсера «Москва» — флагмана ЧФ ВМФ СССР, затем он стал контр-адмиралом.

Следует заметит, что СКР «Беззаветный» по классу ниже, чем американский крейсер «Йорктаун» и, конечно, значительно уступал ему по габаритам и водоизмещению.

Однако это нисколько не смутило наших моряков и они дали достойный отпор американским кораблям в территориальнх водах СССР на Черном море.

Большая честь строить пограничные сторожевые корабли для КГБ СССР выпала керченским корабелам. Это были корабли пр.11351 типа «Нерей», которые строили только в Керчи на заводе «Залив».

Все 8 кораблей этой серии были построены на судостроительном заводе «Залив» в Керчи. Первые 7 вошли в состав МЧПВ КГБ (затем погранвойск РФ и пограничной службы ФСБ России), несли службу в составе 1-й дивизии ПСКР (Камчатка) и 16-й отдельной бригады ПСКР (Находка).

Таких кораблей на заводе «Залив» в городе Керчь  было построено 8 единиц:

  1. «Менжинский»          пр.11351                                зав.№ 201                   1983 год
  2. «Дзержинский»          пр.11351                              зав. № 202                  1984 год
  3. «Имени XXVII съезда КПСС» пр.11351 зав. № 203     1986 год   с 17.01.1992 г. – «Орёл»
  4. «Имени 70-летия ВЧК-КГБ», пр.11351 зав. № 204   1987 год с 17.01.1992 г— «Псков»
  1. «Имени 70-летия Погранвойск» пр.11351  зав. № 205 1988 год
  2. «Кедров»                    пр.11351               зав. № 206                  1989 год
  3. «Воровский»              пр.11351                зав. №207           1990 год

«Гетьман Сагайдачный»  пр.11351      зав. № 208 1993 год    Военно-морские силы Украины.   При закладке «Киров».

vorovs

ПСКР «Воровской» (пограничный сторожевой корабль) пр.11351 типа «Нерей». Россия, Дальний Восток

Половина из этой серии кораблей до сих пор несут боевую службу по охране рубежей России на Дальнем Востоке. Эти корабли являются до сих пор флагманами морских пограничных сил ФСБ России и одними из самых мощных пограничных кораблей в мире.

Но керченские корабелы строили и суда гражданского назначения — они первыми в СССР освоили строительство самых больших судов в СССР и в Европе – супертанкеров типа «Крым», водоизмещением в 180 000 тонн.
(длина танкера – 315 метров!)

Первый отечественный супертанкер «Крым»

Первый отечественный супертанкер «Крым»

Особой гордостью керченских корабелов является уникальное судно — атомный контейнеровоз-лихтеровоз «Севморпуть», который тоже был построен в Керчи на заводе «Залив».

sevmor

На фото: Атомный контейнеровоз-лихтеровоз «Севморпуть».

В строительстве всех этих кораблей и судов принимали участие многие керчане-корабелы, в том числе и женщины.

Среди них была и моя мама – Дубова Тамара Ивановна, которая была специалистом по сварочным работам и занимала потом очень высокий пост заместителя главного сварщика завода «Залив». Вместе с ней на заводе работали многие молодые девчонки, которые, как и она, выпускница ВУЗа, приехали по направлению строить завод и боевые корабли.

Моей маме и ее подругам будет посвящена отдельная глава в моей будущей книге, в которой я расскажу Вам, дорогие читатели, как эти веселые девчонки могли успевать все: самоотверженно трудиться на заводе наравне с мужчинами, и одновременно рожать и воспитывать детей, создавать покой, уют в своих домах и обеспечивать «надежный тыл» своим мужьям, занимающим высокие государственные посты.

В.Ф. Дубов

В.Ф. Дубов

alekseev

И. Ф. Алексеев, директор завода 1958-78

А за все в ответе были два человека – директор завода, 30-ти летний Иван Алексеев и 28-ми летний секретарь парткома завода — Валентин Дубов. Вот эти две головы и лежали «на плахе»…

Нетрудно сегодня представить, что бы могло быть с этими светлыми головами, если бы тогда – 55 лет назад, в далеком 1958 году они не справились бы со своей задачей…

Но они блестяще справились с задачей и построили завод,  корабли и город моряков и корабелов – город-герой Керчь. Ведь наш город Керчь начинался и строился от завода «Залив».

Это не осталось незамеченным руководством страны, и Иван Алексеев стал заместителем министра судостроительной промышленности СССР, а Валентин Дубов – «мэром» города-героя Керчь. Они награждены многими правительственными наградами.

zaliv

Судостроительный завод «Залив», г. Керчь.

Моим родителям и многим замечательным керченским корабелам – бывшим директорам завода, а потом заместителям Министра судостроительной промышленности СССР:  Е.Н Шапошникову, И.Ф. Алексееву, В.М. Маянцеву и многим другим будет посвящена  книга, над которой я сейчас работаю.

Эта книга нужна не только мне, а больше всего она нужна нашей молодежи.   Она научит их, как надо жить,  работать, любить…

Здесь я расскажу Вам, дорогие читатели, как им удалось из «Ничего» построить «Все» …

Я сегодня не знаю предприятия или города в России или Украине, откуда бы вышли сразу три руководителя  высочайшего ранга на уровне такой могучей страны, как СССР. Это — заместители Министра судостроительной промышленности СССР:  Е.Н Шапошников, И.Ф. Алексеев и В.М. Маянцев.

Все они работали на заводе «Залив» в городе-герое Керчь. А мой отец – Дубов Валентин Федорович, тоже керченский корабел, стал «мэром»  города-героя Керчь. Так были отмечены Правительством СССР большие заслуги керченских корабелов.

Продолжение…

http://www.studio58.by/

Метки: , , , ,

Ваш отзыв

Вы не робот? *

наверх

Open Directory Project at dmoz.org Яндекс.Метрика